overtone этнозвук
 
           
о (обо мне) горловое пение магазин
новости варганы литература
статьи диджериду форум
шаманизм бубен
этнолюди музыка контакты
друзья видео english
         
Подпишитесь на новости
Рассылки Subscribe.Ru этнозвук
Музей хомусов
Республика Саха (Якутия)
Традиционный башкирский кубыз
История варгана
Тувинский хомус
Учимся играть на варгане
 

Добавь свою анкету ->
ЗНАКОМИМСЯ!
Новые этнолюди:

Купить варганы можно тут - >
8-926-533-4901 Анна
Как играть на Варгане ->
История варгана ->
Голосование

Есть ли будущее у этнической музыки? Или она просто прошлое, которое приятно вспомнить?

  Конечно
  В ней нет развития - это прошлое
  Чего вы херню всякую слушаете!
Результаты
Посмотреть результаты предыдущего голосования

 

 

 



Rambler's Top100


Яндекс цитирования


Традиционный башкирский кубыз

Кубыз, разновидность варгана. Кубыз является язычково-щипковым инструментом. В нем соединены отдельные признаки языковых, щипковых и духовых инструментов. Ранее кубыз относили к самозвучащим щипковым инструментам (по классификации Э. Хорнбостеля и К. Закса), однако исследование акустических и конструктивных свойств кубыза, а также способов звукоизвлечения показывает, что этот инструмент выходит за рамки подобной классификации. Без усилий исполнителя кубыз не звучит.
Вся гамма его тонов извлекается не только вибрацией язычка, но и энергией дыхательно-артикуляционного аппарата исполнителя.

Строение Кубыза

    кубыз
    1. Кольцо корпуса
    2. Корпус
    3. Внешние щечки корпуса
    4. Внутренние щечки корпуса
    5. Язычек
    6. Колено язычка
    7. Кончик язычка
    8. Заклепка

 

Традиционный башкирский металлический кубыз состоит из фигурного (чаще всего дугообразного) основания, отходящих от него двух слегка ссужающихся концов - <дек> и упругого стального язычка. Основанием своим язычок прикреплен к внутренней стороне дуги, вся пластина его располагается между <деками>, а тонкий конец изгибается под прямым углом, образуя узкое колено, завершающееся свернутым кончиком. Маленькое отверстие в нем нередко заливается оловом или свинцом, количество которого определяет частоту колебаний язычка и тем самым высоту основного тона.

Звучащим телом кубыза является язычок, а возбудителем звука - палец исполнителя, приводящий его в движение. Роль резонатора выполняет артикуляционный аппарат в совокупности всех его составляющих: полость рта, губы, зубы, язык, дыхательные пути, гортанная и надгортанная области, диафрагма, черепная коробка. Иногда в качестве дополнительного резонатора кубызист использует округло согнутую кисть левой руки, в которой располагается основание инструмента. Усилителями звука являются воздушная струя, направляемая дыханием играющего, и соответственно выбранная позиция артикуляционного аппарата. Кроме того, громкость звука зависит от силы удара исполнителя по язычку кубыза.

Колебания язычка производят один основной тон - бурдон. Высота его определяется размером инструмента (чем он меньше, тем тон выше), толщиной язычка и его кончика. Формируется бурдон преимущественно в малой октаве (реже в большой и первой). При открытой гортани он дублируется звуком, расположенным октавой ниже, возникающим в гортани исполнителя при расслабленных мышцах челюсти и наполненной воздухом полости рта.

 Кроме основного тона в высотный спектр кубыза входят обертоны - верхние призвуки (или так называемые частичные тоны) главного тона. Они образуются от колебаний разных частей пластины-язычка - его половин, третей, четвертей и т. д. Совокупность обертонов составляет натуральный звукоряд кубыза, который можно представить в виде следующего звукового ряда:

до до соль до1 ми1 соль1 си-бемоль1 до2 ре2
1    2    3     4      5      6        7              8      9

ми2 фа-диез2 соль2 ля2 си-бемоль2 си-бекар2 до3 и т. д.
10    11           12      13    14                  15     6

    Номер каждого обертона означает, какой частью язычка-пластины он издается. Например, 1 - колебание пластины целиком, 2 - его половинами, 3 - третями и т. д. Колебания пластины производят основную частоту, которая невнимательному уху может показаться единственной, но при сосредоточенном вслушивании в звучание опорного тона кубыза слух человека улавливает и его призвуки. Особенно хорошо прослушиваются 4-й и 6-й обертоны, составляющие с основным тоном интервалы октавы и квинты. Посредством особой техники игры усиливается громкость еще нескольких гармоник, входящих в нижний ряд обертоновой шкалы. Это 5-й, 6-й, 7-й, 8-й и 9-й частичные тоны: ми, соль си-бемоль первой октавы и ао, ре - второй. Чем ниже настройка кубыза, тем шире диапазон звучания обертонов. Уровень громкости гармоник полностью зависит от игровой техники исполнителя, его способности изменять объем полости рта и интенсивность воздушного потока в дыхании.

    Настройка кубыза бывает разной. Для начинающих наиболее удобны инструменты строев: фа-диез, соль, соль-диез, ля, си, си-бемоль малой октавы. На них легко выводить мелодии. Опытные исполнители-импровизаторы используют инструменты с более низкой настройкой. Они имеют широкий диапазон обертоновых призвуков: до, до-диез, ре, ре-диез, ми, фа, фа-диез.
 
     
    Copyright © 2003-2004 Overtone.ru, All rights reserved. EditRegion7