Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
АВТОРИЗАЦИЯ

Колектив
Пользователь

ЗНАКОМСТВА

Всего анкет: 2968
Новые этнолюди: Имя: Макс Рыжов
Кт0 такой: звездочет Добавь свою анкету Все анкеты

Инфо-портал о неошаманизме
Санкт-Петербургский буддийский храм «Дацан Гунзэчойнэй»

АФИША

01.07.2016 Мастер класс. Игра на ханге
Подробнее

23.02.2015 Ищу друзей, хочу собрать желающих для классной тусы
Подробнее

14.11.2014 Мастер-класс по калимбе от Петра Рагу. Каждый из нас в душе музыкант и каждый слышит свою собственную мелодию. Правда не всем легко это реализовать на практике. Самый простой способ научиться это делать освоить игру на калимбе, ведь для этого практически ничего не требуется.
Подробнее

20.02.2013 Концерт-презентация нового альбома группы Турбодзен. Турбодзен – один из самых известных коллективов варганистов не только на территории нашей страны, но и в мире.
Подробнее

20.02.2013 20 февраля 2013 года. В этот день состоится презентация долгожданного альбома группы – «Богатырский Пляс». На его создание ушло целых четыре года.
Подробнее

11.02.2013 [url=http://music-sis.ru/]музыкальный календарь[/url]
Подробнее

02.02.2013 Лекарства тайские для похудение без диет предлагаем похудеть эти препараты по настоящему помогают избавится от лишнего жировых отложений. Ассортимент и цены в нашем интернет магазине. http://morganvisa.umi.ru/
Подробнее

Все события

Обертональное пение

ОБЕРТОНАЛЬНОЕ ПЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Из всех источников звука, какие только существуют на Зем­ле, человеческий голос, по мнению многих, наделен наиболь­шей целительной силой. Ни один музыкальный инструмент не обладает столь богатым диапазоном звуков различной высо­ты и тембра. Фактически многие инструменты и были созданы лишь для того, чтобы воссоздавать те или иные аспекты зву­чания человеческого голоса. Диапазон, доступный челове­ческой гортани, простирается от горлового рева тибетских мо­нахов до птичьего щебетания певцов из племен индейцев Южной Америки. Пользуясь одним лишь голосом, мы можем охватить необычайно широкий спектр частот и тембров. Наши голоса способны имитировать любые музыкальные инструмен­ты (в том числе и ударные), подражать звукам окружающего мира, а также производить звуки принципиально новые, ко­торые в природе не встречаются.

ТОНИНГ

Тонингом именуется техника лечения голосом. Этот тер­мин ввела в употребление Лорел Элизабет Кейс, при­менив его в своей книге «Тонинг» (Laurel Elizabeth Keyes. «Toning»), которая к настоящему времени уже считается классическим трудом в этой области медици­ны. Фактически тонинг применялся уже тогда, когда пещерный человек, споткнувшись, ушибал ногу и пы­тался облегчить свои страдания криком. Но как разра­ботанная методика врачевания при помощи человечес­кого голоса тонинг появился в начале 60-х гг. благодаря Лорел Кейс. В своей работе Кейс так описывает эту те­рапевтическую систему: «Тонинг — древний метод вра­чевания недугов... Цель его заключается в том, чтобы восстановить изначально присущую человеку гармони­ческую структуру».

С тех пор как Лорел Кейс заново открыла возможности тонинга, многие исследователи успели в свою очередь изу­чить и описать этот феномен. Значительно расширилась и практика применения голоса в медицинских целях.

Лэ Мэгги Гарфилд пишет в своей работе «Звукотера-пия» (Laeh Maggie Garfield. Sound Medicine):

«В основе тонинга лежит способность гласных звуков воздействовать на частоту колебаний в каждой клетке, каждой молекуле человеческого организма».

Дон Кэмпбелл в книге «Рокот безмолвия» тоже затра­гивает тему тонинга:

«Тон — это доступный слуху звук, обладающий длитель­ностью, достаточной для его распознания. Техника тонин­га основана на сознательном удлинении звука при помощи дыхания и голоса».

Вот как описывает феномен тонинга Джон Болё, автор книги «Музыка и звуки в искусстве врачевания»:

«Эти вокальные упражнения, именуемые тонингом, — всего лишь выражение эмоций. Они не несут в себе се­мантического значения. Их главная цель — восстановле­ние телесной гармонии и душевного равновесия».

Касается этого предмета и Рэндел Маклеллан в своей работе «Исцеляющие силы музыки»:

«Человек в течение продолжительного времени произ­водит звуки произвольной высоты и окраски с целью вызывать резонанс в тех участках организма, куда направлен голос. Это и называется "тонингом"».

«Тонинг высвобождает мощный поток природной энер­гии и позволяет ему свободно течь сквозь ваше тело», — пишет Стивен Халперн в книге «Настройка человеческо­го инструмента» (Steven Halpern. Tuning the Human instrument).

В завершение я хотел бы предложить вам собственное определение тонинга. Тонинг стоит за рамками человечес­кой речи. Это звук, не наделенный конкретным смыслом и состоящий в основном из гласных, хотя к ним иногда мо­гут примыкать и согласные, образуя слоги. Целью тонин­га является облегчение боли или просто снятие напряже­нии. Кроме того, тонинг позволяет создавать резонанс в физическом теле и эфирном поле. Вздохи, стоиы, «мыча­ние», «мурлыкание» привязавшейся мелодии также мож­но считать разновидностями тонинга.

Тонинг — не песнопение в прямом смысле этого слова, хотя в отдельных случаях может принимать похожую фор­му. Песнопение — как церковное, так и магическое, — под­разумевает осмысленный текст, будь то слова молитвы или заклинание. Мантры, которые строятся на установленных традицией звуках — «Ом На Ма Шива Я» или «Ом Мани Падме Хум», например, — тоже являют собой вид песно­пения, хотя пение отдельных слогов — «Ом» или «Ра» — можно считать тонингом. Граница между этими двумя сис­темами определяется четко: как только слоги начинают скла­дываться в слова, а слова — в связный осмысленный текст, тонинг кончается и начинается песнопение.

ТОНИНГ КАК СРЕДСТВО ИСЦЕЛЕНИЯ

Из всех разновидностей звукотерапии самой эффективной, пожалуй, следует признать именно тоиинг, и тому есть мно­жество причин. Во-первых, в рамках этой техники мы можем научиться при помощи собственного голоса созда­вать резонанс в различных зонах своего тела и таким образом приводить их все в состояние гармонии. Этот метод основывается на принципе резонанса. Каждый орган, каж­дая кость и ткань нашего тела обладает природной, «здо­ровой» частотой вибрации. Когда же в организме поселя­ется недуг, эта частота изменяется. Создав тон, частота которого совпадает с изначальной частотой пораженного органа, можно воздействовать на измененную частоту и вернуть орган в прежнее состояние.

Ряд исследователей, в том числе доктор Питер Гай Мэн-нерс, применяют данный метод лечения, при помощи элек­тронных приборов создавая нужные частоты и направляя их на охваченные болезнью участки. Однако той же цели можно добиться и с помощью одного человеческого голо­са. Особенно убедительно говорит в пользу голоса тот факт, что частота настройки (т.е. природная частота коле­баний) того или иного органа может немного варьироваться у разных людей, а прибор не способен учитывать эти раз­личия. Используя голос, можно добиться гораздо большей точности.

Во-вторых, не следует забывать о важнейшей роли на­мерения. Намерение составляет энергетическое ядро зву­ка, наполняет его эмоциями и стремлениями. Хотя многим понятие «намерение» может показаться нематериальным и расплывчатым, я не сомневаюсь, что, по мере того как бу­дут умножаться наши знания о терапевтической силе звука, будет неуклонно расти интерес и к этому его аспекту.

Человеческий голос более, чем любой музыкальный ин­струмент, способен концентрировать энергию намерения и направлять в нужную точку. Конечно, направлять в боль­ной орган целительную частоту можно и при помощи элек­тронного прибора. И прибор этот будет работать незави­симо от того, чем занят его хозяин, — мечтает, спит или лежит на пляже. Но голосовая терапия требует от челове­ка абсолютной концентрации, не важно, лечит ли он само­го себя или кого-то другого. Чтобы создать терапевтичес­кую ситуацию, мы должны всецело сконцентрироваться на настоящем мгновении — «здесь и сейчас». И именно в этот момент, при условии полной сосредоточенности, в звук закладывается целительное намерение.

Роль намерения нетрудно понять, если вспомнить, как по-разному может действовать на нас пение. Мы можем зевать от скуки, слушая идеальное исполнение, не нару­шаемое ни единой фальшивой нотой (то есть неверной частотой). Голос звучит прекрасно, но в нем чего-то не хватает, и он оставляет слушателя равнодушным. В то же время хриплый и небогатый голос другого исполнителя, о чьих вокальных способностях отзываются весьма крити­чески, может растрогать до слез.

Реакция слушателей никак не связана с тем, какие ча­стоты производят эти голоса. Следовательно, эффект за-висит лишь от намерения, которое исполнитель вклады-вает и свое пение. Развивая эту мысль, можно заключить, что намерение является залогом терапевтического воздей­ствия музыки в равной, если в не большей степени, чем сам звук.

Откуда же появляется намерение? Оно рождается в уме и сердце человека еще до создания звука. Оно может пред­ставлять собой мысленный образ того объекта, на кото­рый направляется звук. Когда появляется намерение? Обычно — в момент вдоха, предшествующего пению. Но наибольшую силу обретает то намерение, которое рожда­ется в паузе между вдохом и началом пения.

ДЫХАНИЕ

Многие полагают, что в паузе между вдохом и выдохом (и нашем случае— звуком) все части человеческого организма резонируют между собой. Исследователи, в числе которых и Ицхак Бентов, называют точную час­тоту волны, которая в этот момент возникает в организ­ме, — 7,8 Гц. Считается, что такова же частота настрой­ки нашей планеты, а следовательно, на один краткий миг человеческое тело настраивается в унисон с энергией Земли.

Попробуйте сами уловить эту паузу. Сделайте глубокий вдох, задержите воздух, а затем выдохните. Дыхание — это основа всех звуков, которые мы производим при помощи голоса. Без дыхания они попросту невозможны. Дыхание составляет сущность самой жизни: ведь именно благодаря дыханию мы живем. Многие мировые традиции почитают священной жизненную энергию, заключенную в дыхании. В индийской традиции она именуется праной, в китайс­кой — ци. Древние евреи обозначали дыхание словом руах, второе значение которого — «дух», «душа».

Учение о дыхании — тема настолько обширная и важ­ная, что ей самой посвящено множество исследований и книг. Существует также множество различных методик правильного дыхания. Некоторые считают, например, что дышать следует через нос и лишь определенным образом. Другие, напротив, уверены, что вдыхать и выдыхать нуж­но исключительно через рот. Я же полагаю, что каждый волен дышать только так, как ему удобно и легко. Однако во время пения рекомендуется тщательно следить за осан­кой, поскольку энергия, заключенная в дыхании, более ус­пешно взаимодействует с другими системами физического и эфирного тела, когда спина выпрямлена. Кроме того, сидя прямо, значительно легче сделать глубокий вдох.

Вопрос о том, следует дышать через нос или через рот, остается открытым. Однако все специалисты в области ды­хательных техник сходятся в одном: воздух во время вдоха должен достигать диафрагмы. Диафрагма расположена между грудной и брюшной полостями. Для меня всегда было естественным дышать именно таким образом, и я с большим удивлением узнал, что многие люди дышат ина­че. Думаю, это результат неправильного воспитания: ско­рее всего, в школе или где-то еще этим людям запрещали глубоко дышать, поскольку от этого «задираются плечи».

Теперь сделайте глубокий вдох и осмотрите свое тело. Если у вас выпятились нижние ребра и живот, значит, вы дышите правильно и воздух достиг диафрагмы. Обычно именно так дышат люди в состоянии полного расслабления. Если же у вас приподнялись плечи, а живот остался неподвижным, значит диафрагма осталась незадействован-ной. Вероятно, вы слишком напряжены.

Диафрагмальное дыхание более глубокое, то есть при таком способе дыхания в легкие попадает больше воздуха. Кроме того, этот способ значительно легче второй разно­видности глубокого дыхания, когда функционирует только верхняя часть легких. Диафрагмальное дыхание расширя­ет возможности наших легких, позволяя нашему организ­му вобрать в себя больше жизненной энергии.

Диафрагмальное дыхание — наиболее естественный способ дыхания, однако иногда нам приходится потрудить­ся, чтобы отвыкнуть от той дыхательной техники, к кото­рой приучились в детстве. Научиться правильно дышать нетрудно: следует лишь доводить воздух до дна легких со­знательным усилием. Поначалу вам, возможно, придется «о время вдоха специально надувать живот. Овладеть этой техникой дыхания будет легче, если вы ляжете на спину, положив на живот руки. Вдохнув, вы почувствуете, как он раздувается, оттого что воздух наполняет диафрагму. На несколько секунд задержите дыхание, а затем выпустите воздух из легких. Тогда вы ощутите, как опал живот под нашими пальцами. Одновременно вы должны следить, чтобы при вдохе у вас не поднимались плечи. Поднявши­еся плечи — признак того, что человек привык дышать только верхней частью легких. Но избавиться от этой при­вычки не так уж трудно. Вы обнаружите, что диафрагмаль­ное дыхание оказывает на организм приятное расслабля­ющее воздействие. Чем глубже вы дышите, тем больший объем воздуха попадает в ваши легкие и тем больше энер­гии вы вкладываете во вдох.

ТОНИНГ И ОБЕРТОНАЛЬНОЕ ПЕНИЕ

Главная тема настоящей главы — взаимосвязь между гар­мониками и голосовой терапией. Прежде чем ознакомить­ся с техникой обертонального пения, я некоторое время практиковал технику тонинга, которую перенял у своей подруги и учительницы Сары Бенсон. Сара научила меня особому приему, позволяющему при помощи голоса иссле­довать тело и энергетическое поле другого человека и направлять звук в их отдельные участки. Эту необычай­ную, мощную целительную технику мы подробно рассмот­рим чуть ниже.

Через некоторое время я, как вам уже известно, услы­шал пение Гармонического хора и научился самостоятельно производить вокальные гармоники. Вскоре моему слуху от­крылось новое, таинственное явление. Впервые это про­изошло на мастер-классе по тоиингу, который я проводил на фестивале «Целительная сила искусства» в штате Мэн.

Я обучал участников семинара вышеописанному приему Сары Бенсон. В какой-то момент я заметил, что, как толь­ко человек, выполняющий упражнение, находит нужный звук и нужный участок, звучание его голоса изменяется. Впервые столкнувшись с таким явлением, я поначалу даже не мог понять, в чем конкретно заключается это измене­ние. И вдруг меня осенило: как только моему ученику уда­ется правильно настроить свой голос и направить его в тело другого человека, в голосе его начинают звучать гар­моники! Я мог бы, закрыв глаза или повернувшись спи­ной, без труда определить, кто из присутствующих произ­водит верный звук. Это было настоящее чудо: люди, кото­рые никогда прежде не слышали вокальных гармоник, вдруг начинали издавать их сами!

Снова и снова приходилось мне сталкиваться с этим яв­лением. Впервые я услышал гармоники в собственном голосе, когда занимался тониигом. Правда, поначалу я решил, что смог произвести эти звуки, поскольку некото­рое время обучался обертональному пению. Но потом, после случая с учениками, мне стало ясно, что гармоники возникают сами собой в процессе выполнения этого во­кального приема.

Именно с этого момента я начал сознательно обучать желающих тонингу вкупе с основами обертонального пения. Мною двигало следующее соображение: если мои ученики и так, непроизвольно, издают вокальные гармо­ники, то, может быть, освоив фундаментальные принципы гармонического пения, они смогут значительно расширить свои возможности в области звукотерапии. Обычно я под­крепляю эту мысль следующим сравнением: тоиинг без применения гармоник подобен стрельбе из дробовика. Ко­нечно, стрелок поразит цель, но растратит при этом массу лишней энергии и множество дробинок. А обертональное пение уподобляет голос лучу лазера, который непременно попадет прямо в яблочко. При помощи гармоник можно точнее фокусировать звук и направлять его в нужные участки.

ТОНИНГ И КРИСТАЛЛЫ КВАРЦА

Повествуя о своем приобщении к искусству обертональ­ного пения, не могу не отметить, какую важную роль сыг­рали в этом кристаллы кварца. Как вам уже известно, с удивительной способностью кварцевых кристаллов преоб­разовывать энергию я познакомился еще в самом начале своей работы со звуком. Однажды во время пения я взял кристалл в руки и направил на него звук. И, к своему немалому изумлению, я заметил, что кристалл резонирует с некоторыми гармониками, значительно усиливая их зву­чание. Другой кристалл таким же образом взаимодейство­вал с гармониками иных частот. Затем этот опыт — с иден­тичным результатом — повторил мой друг, обучавшийся у меня гармоническому пению.

Однажды ко мне в гости зашла одна из певиц Гармони­ческого хора. Ей никогда не приходилось работать с квар­цевыми кристаллами, да и вообще она не интересовалась терапевтическим аспектом звука. Обертональное пение занимало ее лишь как форма вокального искусства. Ре­шившись на эксперимент, я попросил ее спеть, направляя звук на кварцевый кристалл. Женщина эта всегда считала меня немного чудаком и потому не слишком удивилась этой просьбе. И в ответ на мое гостеприимство согласилась ее исполнить.

«Не могу в это поверить! — вскричала она, пропев не­сколько звуков. — Кристалл усиливает звучание пятой гармоники!»

Я вручил ей второй кристалл.

«Не может быть! — снова воскликнула она. — Этот усиливает третью гармонику. Дайте-ка мне еще один!»

Вокальные упражнения заняли большую часть вечера. Моя гостья брала все новые и новые кристаллы и, направ­ляя в них голос, обнаруживала, что каждый их них резони­рует с новой гармоникой. Думаю, она ушла домой озада­ченная и немного потрясенная столь необычным опытом. Вскоре же после этого мне посчастливилось познакомиться с Марселем Фогелем, старшим научным сотрудником ком­пании IBM, изучавшим возможность применения кварце­вых кристаллов в терапевтических целях.

«Занимаясь обертональным пением, — начал объяснять я, — я заметил, что разные кварцевые кристаллы резони­руют с различными гармониками, значительно увеличивая их громкость. Скажите, мне это просто почудилось?»

«Поздравляю! — отвечал на это Марсель. — Вы осво­или очень древний и поистине чудодейственный способ работы с кристаллами кварца. Нет, вам ничего не почуди­лось: кристаллы действительно способны резонировать с гармониками разных частот. Возможно, вам первому уда­лось заново открыть этот удивительный феномен».

Кварцевые кристаллы обладают способностью обращать звук в свет (чуть позже мы обсудим это явление примени­тельно к обертональиому пению). Приведу отрывок еще одного своего разговора с Марселем Фогелем, на сей раз телефонного:

«Кварцевый кристалл представляет собой осциллятор. При помощи давления его можно настроить на определен­ную частоту. Кроме того, можно огранить его таким обра­зом, что, когда вы настроите его, он будет производить инфразвук. Этот инфразвук вызывает в человеческом телелюминесценцию — холодный свет, порожденный сменой частоты колебаний в электронах. Обращая звук в свет, вы продвигаетесь от низшего энергетического уровня к выс­шему. Чтобы трансформировать энергию в свет, ее нужно подвергнуть сжатию и воздействию вибрации». Процесс превращения звуковых волн в световые, происходящий внутри кристаллов, обозначается термином «кристалло-люминесценция».

Хотя читателю может показаться, что, затронув тему кварцевых кристаллов, я отклонился от главной темы, на самом деле это не так. Ведь именно случай с кварцевыми кристаллами помог мне понять, что в процессе звукового (резонансного) воздействия на различные кристалличес­кие структуры возникают вокальные гармоники. Большую часть человеческого тела составляют кристаллические субстанции — начиная от костной ткани и заканчивая тканями мозга, имеющими кристаллоколлоидную структу­ру. Возможно, именно этим объясняется тот факт, что в процессе тонинга звук, войдя в определенную зону, меня­ется помимо нашей воли.

Многие исследователи в попытке осмыслить это, каза­лось бы, простое, ио таинственное явление выдвигали самые разнообразные гипотезы. Согласно одной из них, голос вступает в резонанс с больным органом, настраива­ясь на его «здоровую» частоту, в результате чего и проис­ходит смена тона. По другой версии, в человеческой ауре существует некий сквозной канал, который каким-то об­разом вступает в резонанс с гармониками, усиливая их звучание.

Вот как описывает феномен тонинга Кэй Гарднер в сво­ей книге «Звуковое исследование внутренних органов»:

«Сара Бенсон и Джонатан Голдмен, члены Ассоциации звукотерапевтов, применяют вокальную технику, описан­ную еще Лорел Элизабет Кейс. Техника эта заключается в следующем: целитель становится напротив пациента и начинает издавать звук, подобный вою сирены или волка. Звук, первоначально направленный пациенту в ноги, медленно перемещается вверх по телу до самой головы. В какой-то момент в голосе поющего возникает тон, кото­рый сами целители определяют как "густой" или "вязкий". Тогда целитель перестает продвигать звук вверх и много­кратными мягкими толчками устремляет этот "густой" тон в одну и ту же зону. Цель этих действий — облегчение боли, снятие стресса и напряжения».

Хотя сам я описал бы нашу технику несколько иначе (и уж точно обошелся бы без сравнения с волчьим воем!), в целом Кэй вполне точно и лаконично излагает суть цели­тельного приема, именуемого «сиреной». В этой же гла­ве, но чуть ниже, мы рассмотрим его более детально.

ГОЛОСОВАЯ ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО САМОЛЕЧЕНИЯ

Прежде чем переходить к технике «сирены», предназна­ченной для лечения других людей, советую вам для начала заняться самолечением. В этом параграфе вы найдете не­сколько упражнений, которые помогут вам научиться на­правлять звук в различные участки собственного тела. Форма тонинга, которую я предлагаю вам освоить, — вполне естественный, но забытый большинством из нас способ применения голоеа. Возможно, ключевым элемен­том этой техники является намерение и, следовательно, ваша воля. После некоторой тренировки вы сможете на­править любой тон в любой участок собственного тела — от большого пальца ноги до макушки, — особенно если сконцентрируете на этом всю свою волю.

Большинство из нас каждый день применяют тонинг, даже не подозревая об этом. Ведь, как я уже говорил, вздохи, стоны, ворчание и другие звуки, которые мы изда­ем, чтобы снять стресс или напряжение, представляют собой формы тонинга. Очень часто тонинг берет на себя функцию мощного обезболивающего. К примеру, вы спот­кнулись и ушибли палец. Что вы сделаете непосредствен­но вслед за этим? Вскрикнете. Что же произойдет, если вы сдержите невольное восклицание? Палец у вас будет болеть гораздо сильнее!

Итак, когда нам больно, мы издаем звук, и этот звук уменьшает наши страдания. Я знаком с людьми, которые при помощи тоиинга излечивали даже хронические боли. Отчасти этот феномен объясняется тем, что звук способ­ствует образованию эндорфинов — нейрохимических ве­ществ, по силе обезболивающего воздействия превосхо­дящих морфий. Но тонинг н сам по себе является мощным орудием против боли, включая, разумеется, и боль душев­ную. Многим из вас хорошо известно, как рыдания и сто­ны помогают облегчить последствия сильной психологи­ческой травмы.

Тонинг как средство снятия боли

Прежде чем вы приступите к лечебному тонингу, позволь­те дать вам одно напутствие: не зажимайтесь. Начинайте петь спокойно и свободно. Пусть звук получается гром­ким — не ограничивайте его. Этот звук должен идти из самого сердца и приносить истинное облегчение. Возмож­но, я смогу лучше проиллюстрировать свою мысль, рас­сказав вам историю из собственной жизни.

Однажды по какой-то причине, которой теперь не по­мню, меня обуял страшный гнев, и я решил выйти из это­го состояния при помощи звука. Однако заниматься этим дома я не хотел, поскольку стояло лето и все окна были настежь распахнуты. Зная силу своего голоса, я опасался, что, если излишне увлекусь, мои соседи попросту вызовут полицию. Наконец, я нашел выход: вместе с женой и моим другом мы отправились в ближайший лес.

Когда мы прибыли на место, я сделал глубокий вдох, но, поскольку мои плечи были напряжены да н все тело зажато, из горла у меня вырвался пронзительный визг. И этот душераздирающий звук был направлен в глубь мо­его тела, хотя и вылетал в течение некоторого времени из моего рта. Мне немедленно стало еще хуже: я вдруг почувствовал, что не могу пошевелить головой. Нет, меня не хватил паралич. Но у меня сместились три шейных по­звонка!

«Скорее отвезите меня к хиропрактику!» — простонал я. К счастью, доктор Стивен Браун благополучно вернул мои позвонки на место. Для меня этот случай оказался прекрас­ным уроком; надеюсь, он кое-чему научит и вас. Но это — единственная опасность, которой может грозить вам тонинг. Звуки, призванные снять напряжение, требуют полной ре­лаксации, даже в том случае, если вы испытываете сильную физическую или душевную боль. Это относится даже к тем звукам, которые сами по себе являются выражением боли.

Вы и сами сможете убедиться, что стон или ворчание дей­ствуют гораздо эффективнее, чем визг и вопли. Сдавлен­ные звуки могут только задержать боль в теле и даже усу­губить последствия травмы. И лишь свободный, открытый звук принесет вам облегчение.

Создание резонанса в собственном теле

Предлагаю вашему вниманию несколько упражнений, ко­торые помогут вам научиться создавать резонанс в различ­ных зонах вашего тела. Упражнения эти рекомендуется вы­полнять сидя или стоя, выпрямив спину. Советую вам так­же отыскать место, где вашим занятиям не смогут помешать, да и вы, в свою очередь, не побеспокоите окружающих. На­чинать обучение лучше всего с пения гласных звуков (это упражнение подробно описано в восьмой главе). Если вам удалось освоить эту технику, значит, вы уже умеете созда­вать резонанс в различных полостях вашего организма.

Пение гласных звуков — наиболее эффективный спо­соб научиться направлять звук в нужную область. Отве­дите по пятнадцать минут в день на упражнения с гласны­ми. Пойте гласные звуки — «О» или «А» — на разных высотах, последовательно переходя от самых низких то­нов к самым высоким или наоборот. Старайтесь пропеть каждый ряд тонов на одном дыхании. Попробуйте определить, в какой точке вашего тела звук вызывает резонанс. Возможно, от высокого «О-о-о» вы ощущаете вибрацию в шее, а от низкого «А-а-а» — в жи­воте. А может быть, все наоборот? Помните: тело каждо­го человека — уникальная система разнообразных вибра­ций, и понятия «верный» или «неверный» тон к этой си­стеме неприменимы. Именно поэтому я не намерен утверждать, что звук «Э» непременно будет резонировать с большим пальцем на ноге, а «О» — с левым ухом. Ведь звук, который подходит одному человеку, совсем не обяза­тельно подойдет и другому. Каждому из вас будет гораздо легче самому найти звуки, резонирующие с теми или ины­ми участками вашего тела.

Иногда людям удается почти немедленно определить, ка­кие звуки каким зонам соответствуют. Однако в большин­стве случаев на это все же требуется чуть больше време­ни. Некоторые учителя вокальной техники считают даже, что упражнениям с гласными звуками следует посвящать много недель, а то и месяцев.

Если вы достаточно попрактиковались в пении гласных и соответствующих им гармоник, попытайтесь задать зву­ку определенное направление. Например, направьте звук «Эй» в большой палец ноги, а звук «О» — в левое ухо, и наоборот. Прислушайтесь к своим ощущениям. Вы долж­ны учиться распознавать среди прочих звуки, легко всту­пающие в резонанс с тем или иным участком вашего тела. Со временем вы настолько овладеете этим умением, что вам даже не понадобится тратить лишнее время на те зву­ки, которые вам не подходят.

Помните, что во всем этом процессе ваша воля и на­мерение, которое вы вкладываете в звук, играют не ме­нее важную роль, чем сам звук. Если вы хотите напра­вить в большой палец ноги звук «Эй», со временем и после некоторой тренировки вы научитесь это делать. Если же вашему большому пальцу больше подходит «О», звук устремится в нужную точку гораздо быстрее и без излишнего напряжения с вашей стороны, особенно если вы сосредоточите на нем все свое внимание и волю.

В принципе, чтобы овладеть приемом «сирена», не обя­зательно обучаться вышеописанной разновидности тонин-га. Однако это весьма полезно, особенно в тех случаях, когда вас мучает боль, а рядом нет никого, кто мог бы облегчить ваши страдания, применив «сирену».

Техника создания резонанса в отдельных участках соб­ственного тела важна в первую очередь как сильнейшее терапевтическое средство. Если, к примеру, у вас болит желудок, вы можете, направив звук в зону желудка, со­здать там резонанс, после чего почувствуете себя гораздо лучше. Я знаю многих людей, которые действительно сни­мали боль, порой даже хроническую, направляя звук соб­ственного голоса в нездоровые зоны. Овладев этим уме­нием, вы сможете избавляться от головной боли, рези в горле, вылечить ушибленную коленку и многое, многое другое.

ТЕХНИКА «СИРЕНА»

Чуть ранее я уже упоминал о технике «сирена». Суть ее заключается в том, что вы при помощи своего голоса мо­жете исследовать ауру и тело другого человека, точно так некоторые целители делают это руками. Обнаружив в теле пациента пораженную недугом зону, вы направляете в нее звук и, вызывая в ней резонанс, излечиваете ее.

Как же это происходит? Чуть ранее в этой же главе я уже приводил свои соображения по этому поводу: вероят­но, главной движущей силой этой техники является ка­кое-то особое свойство резонанса. Ваш голос вступает в контакт с пораженным органом или участком ауры и воз­вращает его к изначальной частоте настройки. Звук голо­са может также разрушать кристаллизованные образова­ния, создающие блокировки в органах тела или энергети­ческом поле. Однако принцип действия этой техники пока до конца не понят.

Я учил тысячи людей производить обертоны, и почти каж­дому из них это в конечном итоге удавалось. И все-таки я не в силах точно объяснить, как именно мы это делаем. По правде говоря, я всякий раз советую участникам семинара отключить левое полушарие мозга, отвечающее за логи­ческое мышление, поскольку рационально осмыслить пред­лагаемое им упражнение невозможно. А как часто случа­ется, что мы слишком много раздумываем над собственны­ми действиями и в конце концов у нас ничего не выходит: Да, обертональное пение не поддается логическому осмыс­лению. В нем нет рационального смысла. И все же оно производит удивительный эффект.

Я нередко занимаюсь обертональным пением с закры­тыми глазами. Делаю я это по следующим соображениям. Во-первых, закрыв глаза, я сознательно лишаю себя воз­можности сознавать направление и цель моего звука. Во-вторых, звук будет изливаться сам собой, повинуясь лишь собственным законам, но не моей воле.

Целительница Викки Додд, которая добивается удиви­тельных результатов при помощи тонинга, утверждает, что мы не должны направлять в тело другого человека наши личные звуки, то есть те звуки, которые считаем подходя­щими для самих себя. Я с ней согласен. Важнейшая осо­бенность техники «сирена» заключается в том, что мы превращаемся в посредников между божественным зву­ковым потоком и людьми, становимся вместилищами и пе­редатчиками ниспосланных им целительных звуков.

К примеру, ко мне приходит человек с больным горлом. Тут же включается мое логическое мышление: «Больное горло? Здесь требуется звук "Эй"!» Если я последую сове­там разума, получится, что я направляю в больное горло другого человека звук, который сам считаю нужным. Но, закрывая глаза и переставая следить за направлением зву­ка, я превозмогаю свое самоуверенное «эго» и позволяю звуку действовать по собственным внутренним законам.

Годы научили меня доверяться священному звуку, от­ключая волю. Благодаря этому в ситуациях, подобных вышеописанной, мне удавалось внезапно обнаружить, что звук требовался вовсе не горлу, а левому колену (возможно, из-за дисбаланса в меридиане). Конечно, в большинстве слу­чаев оказывалось, что я направляю звук, именно в горло, но не всегда.

Том Кэньон, директор Центра акустических исследова­ний мозга, провел некоторую предварительную работу по изучению феномена тонинга. Ему удалось выяснить, что, если у человека выведен из равновесия акупунктурный меридиан, звук направляется в этот меридиан и восста­навливает в нем равновесие независимо оттого, куда пер­воначально он был нацелен. Звук устремится именно в ту точку, где он необходим, а тело воспримет этот звук и его целительный заряд, причем результат может оказаться весьма неожиданным для того, кто этот звук производит. Его воля, по сути, не играет в этом процессе никакой роли. И все же позволю себе повторить: для достижения наи­лучшего эффекта целителю следует самоустраниться, пре­вратившись всего лишь в инструмент, средство произве­дения звука.

Для обучения технике «сирена» вам понадобится парт­нер. Встаньте друг напротив друга. Если вас трое, пусть третий участник встанет позади вашего партнера. Если же третьего участника нет, вашему партнеру следует присло­ниться спиной к стене: это упражнение обладает столь мощным эффектом, что у того, кто ему подвергается, мо­жет закружиться голова. Чтобы удержаться на ногах, ему потребуется опора.

Приступая к упражнению, дышите медленно и спокой­но, так, чтобы воздух достигал диафрагмы. В эти несколь­ко минут я обычно произношу коротенькую молитву о том, чтобы мне был ниспослан священный звук и чтобы мое лечение пошло пациенту на пользу. Затем я проверяю, прочно ли стою на земле. В этот момент я чувствую, что связан одновременно и с землей, и с небом, и понимаю, что надежно защищен на все время упражнения. Священ­ный звук проходит сквозь меня, а не исходит от меня, и болезни моего пациента не могут перейти ко мне. Вот о чем я думаю, начиная петь, и эти мысли составляют наме­рение, которое я вкладываю в звук. Думаю, заниматься звукотерапией следует именно с такими мыслями.

Теперь приступайте к пению. Начните с самого высоко­го звука, на какой способно ваше горло. Направьте его на макушку вашего партнера и постепенно продвигайте вниз, до самых ступней. Сам той тоже снижается, наподобие сирены. Теперь повторите все в обратном порядке — от ног к голове, от низкого тона — к высокому.

Лорел Элизабет Кейс в книге «Тонинг» предлагает на­чинать с самого низкого звука, какой только можно из­дать, а затем повышать тон. Этот способ тоже весьма эффективен. Суть техники «сирена» заключается в том, чтмбы создать максимальное число тоиов: в этом обшир­ном ряду непременно окажутся и целебные звуки. Вы воль­ны начинать с низких тонов, если это кажется вам более удобным.

Исследовав голосом тело стоящего перед вами челове­ка, вы заметите, что определенная его область как бы при­тягивает вас. Возможно, прежде чем это произойдет, вам придется пропеть «сирену» несколько раз, но в конце концов вы это почувствуете. Как я уже говорил, весь этот процесс строится исключительно на интуиции. Мне само­му иногда кажется, что я пребываю в трансе или каком-то ином состоянии измененного сознания. Я не думаю, какие нменио тоны должен производить и куда направлять их. Моя цель — всего лишь стать передатчиком священного звука.

Позвольте звуку свободно течь сквозь вас, не пытаясь задать ему направление. Зафиксируйте внимание на той зоне, где, как вам показалось, требуется звук, и направьте туда тот звук, который вырвется из вашего горла. Возмож­но, через пару минут вы почувствуете, что звук снова хо­чет переместиться. Позвольте ему продолжить путь. Ког­да звук достигнет конечной цели и выполнит свою задачу, он затихнет. Обычно первый опыт применения «сирены» длится от пяти до десяти минут. В завершение положите руки на плечи партнеру и мягко надавите: так вы поможе­те ему вновь прочно стать на землю.

По окончании упражнения обменяйтесь впечатлениями с партнером. Выясните, что он чувствовал во время пе­ния, каково его самочувствие теперь. Подействовал ли произведенный вами звук на те области, которые, как вам показалось, нуждались в лечении. Если ваш партнер захо­чет, повторите упражнение, поменявшись с ним ролями. Это должно еще больше укрепить вашу веру в эффектив­ность «сирены».

Изучая голосом тело партнера, вы можете услышать гармоники. Это нередко означает, что вы обнаружили тот участок, куда следует направить звук. Пусть целительная энергия обертонов сфокусируется и устремится в тело вашего пациента. Не пытайтесь сознательно производить обертоны, но если они возникли, позвольте им свободно изливаться из вашего горла.

Иногда я думаю, что обертоны в данном процессе игра-юг роль лазерных лучей, пробивающих мыслеформы и бло­кировки энергии, позволяя звуку проникнуть в нездоро­вую область и восстановить в ней равновесие и гармонию.

Гармоники, возникающие в процессе пения «сирены», многократно усиливают целительный эффект этой вокаль­ной техники. Как отмечалось ранее, гармоники рождаются в горле поющего непроизвольно, даже если он и не подозрева­ет о существовании такого феномена. Если же исполнитель знаком с искусством обертонального пения, гармоники лишь становятся еще более отчетливыми. Очевидно, они состав­ляют неотъемлемую часть этой вокальной техники, основан­ной на целительной силе священного звука. Присовокупив к технике «сирены» элементы обертонального пения, вы дос­тигнете поистине волшебных результатов.

Однако прошу вас помнить, что гармоники — лишь один аспект этой техники. Главным же условием ее эффектив­ности является ваше искреннее желание стать проводни­ком священного звука. Гармоники могут возникнуть в ва
тем голосе, когда он направлен в определенную зону. Если вы сможете усилить звучание гармоник и направить их в ту же зону, этим вы только посодействуете священному звуку. Однако ни в коем случае нельзя допускать в себе подобных мыслей: «Сейчас я создам гармонику и направ­лю ее в тело моего пациента, потому что именно так сле­дует его лечить!» Направляя в тело пациента свой личный звук, вы ни за что не добьетесь успеха.

ОБЕРТОНАЛЫНОЕ ПЕНИЕ В ГРУППЕ

Групповое обертональное пение основывается на тех же приемах, что и индивидуальное. Эта техника столь же до­ступна и действенна. Пусть члены вашей группы встанут в круг, а человек, на которого будет направлен звук, ляжет посередине. Крайне важно, чтобы всех участников упраж­нения объединяло общее стремление, то есть все они вкла­дывали в звук одинаковое намерение. Когда все располо­жились, одновременно начинайте петь, усилием воли на­правив звук на человека в центре круга.

Групповое обертональное пение хорошо начинать со зву­ка «Ом». Пение этой древней мантры позволит вам сразу же создать в вашем кругу резонанс. В процессе пения есте­ственным путем возникнут гармоники, поскольку звук « Ом» содержит в себе большинство существующих гласных. На­чинайте петь «Ом» с длинным звуком «Мммм». Затем, по­степенно открывая рот, переходите к звуку «У», расширьте его до «О», а потом, полностью открыв рот, — до «А». Теперь начинайте медленно закрывать рот, возвращаясь обратно к «Мммм». Так вы пройдете полный ряд гласных со всеми их гармониками. После этого попробуйте попеть отдельные гласные, такие как «А», «И» и такдалее. С этих звуков также удобно начинать обучение групповому обер-тональному пению. Человек в центре круга может петь собственную гласную, мантру или слово. Это также спо­собствует успеху упражнения.

Человек в центре может также выбрать цветовую ок­раску звука и понятие, которое вы должны вложить в свое пение. К примеру, он может назвать зеленый цвет и поня­тие «любовь» или золотой цвет и понятие «исцеление». Звук способен выполнять функцию несущего колебания, посредством которого от одного сознания к другому пере­даются мысли и энергетические заряды. Очень полезно применять этот метод в группе, когда образуется общее, групповое сознание и единое намерение.

В процессе группового пения, как и в случае индивиду­альной работы с пациентом, следует предоставлять звуку полную свободу. То есть вы можете выбрать, с какого тона начать, а все последующие изменения произойдут сами по себе. В вашем голосе могут вдруг появиться неблагозвуч­ные интонации, которые так же внезапно сменятся гармо­нией. В других случаях звук будет резким или, напротив, мелодичным, от начала до конца упражнения. Характер вашего пения будет зависеть исключительно от того; ка­кой звук требуется пациенту, лежащему в центре круга. Поэтому вы должны просто позволить звуку жить соб­ственной жизнью.

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ЗВУКА

В заключение я хотел бы дать всем тем, кто решил занять­ся обертональным пением — вдвоем с партнером или в группе, еще одну рекомендацию. Во время пения представ­ляйте, что из вашего сердца, горла и третьего глаза исхо­дят три луча энергии. Эти лучи, составляющие треуголь­ник, соединяются в одной точке и образуют единый луч-луч священного звука. Когда вы поете, из вашего сердца изливается божественная любовь, из горла — божествен­ный звук, а из третьего глаза — божественная мудрость. Эта визуализация священного звука усилит его действие и даст еще более эффективный результат.

Случайные новости



04.09.2007 7 - 16 сентября, фестиваль духовных культур "Преображение", парк Сокольники

С 7 по 16 сентября в парке Сокольники пройдет фестиваль духовных культур "Преображение". Фестиваль "Преображение" - это возможность встретиться и поучаствовать в семинарах уникальных мастеров, таких как Андрей Сидерский, Николай Ооржак, Игорь Калинаускас, Свами Садьоджата, Веры Сажиной и др., а также посетить интереснейшую концертную программу ("Мельница", "Квартал", Ирина Богушевская, Инна Желанная, "Токэ Ча", "EXIT project", Дмитрий Дибров, Иосиф Кобзон, Хариш Гангани, "Marimba plus", "Маракату" и многие другие).


Читать полную новость
Этно в джазе! 03.08.2007 Этно в джазе!

Олег Киреев пригласил нас играть в"Союз Композиторов".


Читать полную новость
08.07.2011

Фестиваль «ЭНЕРГИЯ ЖИЗНИ» проводится на территории Уральского федерального округа с 2005 года. Подробнее

Перейти » Все новости