Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
АВТОРИЗАЦИЯ

Колектив
Пользователь

ЗНАКОМСТВА

Всего анкет: 2972
Новые этнолюди: Имя: Дэн
Кт0 такой: звездочет Добавь свою анкету Все анкеты

Инфо-портал о неошаманизме
Санкт-Петербургский буддийский храм «Дацан Гунзэчойнэй»

АФИША

01.07.2016 Мастер класс. Игра на ханге
Подробнее

23.02.2015 Ищу друзей, хочу собрать желающих для классной тусы
Подробнее

14.11.2014 Мастер-класс по калимбе от Петра Рагу. Каждый из нас в душе музыкант и каждый слышит свою собственную мелодию. Правда не всем легко это реализовать на практике. Самый простой способ научиться это делать освоить игру на калимбе, ведь для этого практически ничего не требуется.
Подробнее

20.02.2013 Концерт-презентация нового альбома группы Турбодзен. Турбодзен – один из самых известных коллективов варганистов не только на территории нашей страны, но и в мире.
Подробнее

20.02.2013 20 февраля 2013 года. В этот день состоится презентация долгожданного альбома группы – «Богатырский Пляс». На его создание ушло целых четыре года.
Подробнее

11.02.2013 [url=http://music-sis.ru/]музыкальный календарь[/url]
Подробнее

02.02.2013 Лекарства тайские для похудение без диет предлагаем похудеть эти препараты по настоящему помогают избавится от лишнего жировых отложений. Ассортимент и цены в нашем интернет магазине. http://morganvisa.umi.ru/
Подробнее

Все события

Основы гармонического пения

ОСНОВЫ ГАРМОНИЧЕСКОГО ПЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

В древних шаманских ритуалах Монголии, Африки, Мексики и арабских стран, в тайных обрядах каббалы и в священных тибетских церемониях гласные звуки и гар­моники, или обертоны, с давних времен использовались для исцеления и совершенствования тела и духа. Глас­ные и гармоники позволяли путем резонанса воздейство­вать на различные участки мозга, уравновесить и приве­сти в гармонию энергетические центры человеческого организма, а кроме того — вступить в контакт с духами и божествами.

Я занимаюсь терапевтическими свойствами звука на протяжении многих лет. И за все это время мне не удалось найти более мощного и действенного орудия исцеления, чем гармоники. Именно они, на мой взгляд, наиболее пол­но воплощают в себе божественную силу звука. Само по себе умение производить несколько тонов одновремен­но — уже волшебный дар. А тот факт, что эти необычные звуки способны воздействовать на физическое, эмоциональ­ное, ментальное и духовное тела, наделяет их еще большей ценностью.

До недавнего времени техника обертонального пения, скрытая в недоступных глубинах эзотерических тради­ций, тщательно оберегалась от непосвященных. Однако за последнее десятилетие положение значительно изме­нилось. Тибетские монахи из монастырей Гьюто и Гьюд-мед объехали множество стран, на открытых концертах демонстрируя свое вокальное искусство. Поступили в свободную продажу полевые записи монгольского гор­лового пения хоомей. Западные музыканты, учителя медитации и мастера пения — такие как Дэвид Хайкс, Джилл Перс и Михаэль Феттер — прикладывают все усилия, чтобы техника обертонального пения стала об­щедоступной.

Эта глава поможет вам приобщиться к магической силе гармоник, научившись самостоятельно производить голосом более одного тона одновременно. Обертональ-ное пение — одна из самых совершенных форм цели-тельства. Секрет ее заключается в том, что издаваемые вами звуки составляют стройный аккорд со звучанием нашего тела. Стоит вам овладеть хотя бы азами этого искусства, как ваше слуховое восприятие и принцип работы голосового аппарата немедленно и навсегда из­менятся. Вам откроются новые, доселе неведомые воз­можности бесчисленного разнообразия звуков, перепол­няющих Вселенную.

Я помогу вам, дорогие читатели, освоить некоторые во­кальные приемы, применяемые в шаманских и иных свя­щенных традициях. Хотя мои упражнения крайне просты и доступны каждому, они несут в себе мощную целительную энергию. Чтобы выполнять их, не требуется специальной музыкальной подготовки или вокальных способностей. Шаг за шагом следуя моим инструкциям, вы постепенно научи­тесь различать в глубине привычных звуков их таинствен­ные составляющие — обертоны.

ОБУЧАЕМСЯОБЕРТОНАЛЬНОМУПЕНИЮ

Подготовительный этап

Прежде чем приступать к упражнениям, изложенным в этой главе, прочтите ее до конца. Советую вам также, если воз­можно, приобрести несколько пленок с записью обертональ-ного пения (их названия перечислены в главе «Список музы­кальных произведений»). Для тренировки вам потребуется удобное помещение, где никто не сможет вас потревожить. Сядьте, выпрямив спину, на пол или на стул. Со временем вы сможете выполнять упражнения стоя или лежа, но начинать лучше всего с положения сидя. Не забудьте приготовить тет­радь или блокнот: возможно, вам захочется зафиксировать те изменения, которые вскоре начнут происходить в вашем физическом, эмоциональном и ментальном состоянии.

Пение гласных звуков

Первый шаг на пути к обертональному пению — пение гласных звуков. Вокальные гармоники напрямую связаны с формантами в составе гласных. Как мы уже выяснили, форманты заключают в себе целые пучки гармоник и пред­ставляют собой точки, где концентрируется энергия всего частотного спектра звука. Именно они, к примеру, прида­ют каждому музыкальному инструменту собственный тембр и неповторимую звуковую окраску.

В составе каждой гласной есть гармоника, которая вы­ходит на первый план при его произнесении или пении. К примеру, если мы поем звук «А-а» (как в слове «маре­во»), особую четкость обретают иные гармоники, чем в звуке «И-и» («милый»), или чем в звуке «У-у» («буря»). В целом обертональный состав гласных всегда один и тот же, различается лишь строение формант. И в каждой форманте центральное место занимают разные обертоны.

Все же голос каждого из нас уникален, и мы произно­сим гласные немного по-разному. Следовательно, гармо­ники в составе гласных, произносимых разными людьми, тоже будут слегка различаться в зависимости от наших индивидуальных особенностей. Если вы немного освоили упражнения, изложенные в предыдущей главе, не исклю­чено, что вам уже удалось различить в глубине гласных дополнительные тоны. Это и есть гармоники.

При помощи той же методики, которая предлагается вам в этой книге, и под руководством Карлхайнца Штокхаузена смог овладеть искусством обертонального пения швейца­рец Михаэль Феттер, признанный мастер вокальной техни­ки. «Освоение обертонального пения, как и любого музы­кального инструмента, требует немалых усилий и упорной тренировки. Но голос — в качестве главного средства об­щения — дается человеку от рождения... Чтобы овладеть вокальной техникой, не обязательно обращаться к учите­лям — нужно только внимательно слушать. И тренировать­ся: каждый день, в течение получаса, медленно, негромко, в привычном тембре петь все формы гласных, встречаю­щиеся в обыденной речи. Остальное придет само собой».

Итак, вы, возможно, уже и сами заметили, что каждый гласный сопровождает собственная гармоника. Пропев слитно, на одном дыхании звуки «У», «У-у», «О», «А», «Ай», «Э-э», «И-и», вы без труда различите эти гармо­ники в собственном голосе.

Поскольку каждый гласный обладает своими особыми формантами, выпевая разные гласные, вы будете произ­водить разные гармоники. Это явление и лежит в основе гармонического пения.

В результате пения гласного «У-у», например, образу­ется обертон, отстоящий на октаву и квинту от основного тона. Гласному «О-о» соответствуют обертоны, составля­ющие с основным тоном интервалы в большую терцию плюс октава и квинту плюс октава. Звук «А-а» рождает обертон, отстоящий от основного тона на септиму. Эти показатели, конечно, могут варьироваться в зависимости от особенностей вашего произношения. Выполняя упраж­нение, вы заметите также, что при переходе от одной глас­ной к другой тоже образуются специфические гармоники. Проходя весь ряд от «У» до «И», вы услышите, что высо­та обертонов будет последовательно расти.

Как и для предыдущего упражнения, сядьте поудобнее и сложите руки на коленях. Выберите подходящий тон — не слишком низкий для вашего голоса, но и не слишком высокий. И начинайте петь гласные, переходя от одной к другой слитно, на одном дыхании: «У» — «У-у-у» — «О» — «А» — «Ай» — «Э-э» — «И-и».

Чем более размытыми будут звуковые очертания самих гласных, тем отчетливее будут звучать гармоники. Поэто­му не старайтесь ясно выговаривать «О» или «И»: удер­живайте гласные в глубине гортани и концентрируйте вни­мание на звуковой энергии, средоточием которой являют­ся гармоники. То есть вы снова и снова должны придавать ротовой полости нужную форму, поднимать и опускать язык и челюсть, не стремясь при этом четко произнести опре­деленный гласный.

Теперь попробуйте самостоятельно выполнить это упраж­нение. Вероятно, вам, как и мне, доводилось в детстве ради забавы проводить подобные звуковые эксперименты. На­чинайте петь. Подвигайте челюстью, откройте пошире рот, а затем постепенно совсем его закройте. Поиграйте со зву­ком. Воспринимайте это упражнение как забавную игру.

Чтобы различить гармоники, производимые вашим соб­ственным голосом, вам поначалу потребуется приложить к уху сомкнутую чашечкой ладонь, так, словно вы пытае­тесь расслышать чей-то голос в шумном помещении. Рука продолжает и расширяет объем ушной раковины, что дает возможность воспринимать звук более отчетливо. Вторую же руку поместите, ладонью к себе, в нескольких дюймах от своего рта. Звук будет отражаться от ладони в направ­лении вашего уха, и вам будет легче уловить гармоники.

Важно понять, что громкий основной тон не влечет за собой столь же громких обертонов — зависимость здесь скорее обратная. Если звук громкий, основная доля его энергии концентрируется за пределами человеческого рта. Именно эту цель преследуют многие вокальные техники, но только не обертональное пение. В Центральной Азии обер-тональное пение носит название «горлового». Этот термин отражает суть процесса: помещайте основной тон в глуби­ну гортани, чтобы не выпустить звуковую энергию за пре­делы ротовой полости. А затем используйте полость рта и остальные голосовые резонаторы — носовую полость, щеки и губы — для создания вокальных гармоник. Тогда гармоники обретут большую силу и четкость. Полезнее всего начинать тренировку с негромких звуков, напрягая голос не больше, чем в обыденной речи. А научившись сознательно производить вокальные гармоники, вы сможете увеличить силу звука.

Учимся производить гармоники

Выполнив вышеописанное упражнение, вы, возможно, уже смогли различить в собственном голосе какие-то новые, ра­нее неслышимые, высокие тона. Это может напоминать свист, пронзительное жужжание. А возможно, к основному звуку вашего голоса добавилась вторая нота. Эти звуки могут быть очень высокими, почти за пределами человеческого слуха, а могут и лишь немного отличаться от привычного вам основ­ного тона. Может оказаться, что вы уже раньше слышали эти звуки во время пения. Это — обертоны. Обычно неслыш­ные, они присутствуют изначально в каждом производимом нами звуке. Выполняя вышеописанное упражнение, мы про­сто выделяем их, концентрируем на них свое внимание.

Существует набор фонем, произнесение и пение кото­рых поможет вам освоить элементарный уровень техники гармонического пения. Попробуем поэкспериментировать с этими звуками.

Начнем со звука «М». Тяните его на той ноте, которая не требует от вас напряжения: «М-м-м». Направьте звуковую энергию на губы так, чтобы они сильно завибрировали. При­коснитесь к губам пальцем, чтобы ощутить их вибрацию.

Теперь поэкспериментируйте с этим звуком, приставляя к нему различные гласные — «М-м-м-у-у-у», «М-м-м-о-о-о», «М-м-м-а-а-а», «М-м-м-а-а-а-й», «М-м-м-э-э-й», «М-м-м-э-э-э», «М-м-м-и-и-и». Пойте тихо, мягко. Пусть ваши губы слегка вибрируют, а потом раскрываются лишь настолько, чтобы стал различим следующий за «М-м-м» гласный звук. В результате вы услышите и ощутите, как гармоники буквально отскакивают от ваших губ.

Теперь сложите губы трубочкой, будто собираетесь сви­стнуть, и начинайте постепенно открывать рот, не нару­шая при этом форму губ. Представьте, что вы изобража­ете рыбу или кролика.

Итак, ваши губы сжаты трубочкой и слегка вибрируют поддействием энергии звука «М-м-м». Начинайте приот­крывать рот (как описано выше), произнося «М-м-м-о-о-о-р» (причем «р» произносится, как в английском слове «more»: язык практически не касается нёба). Протяните этот слог на одном дыхании.

Важно помнить, что каждый из голосовых резонаторов — губы, щеки, язык и т.д. — играет в создании вокальной гар­моники свою роль. Особенно важна в этом отношении но­совая полость. Многим западным певцам умение направ­лять звук в носовую полость практически недоступно. Тем не менее при создании определенных гармоник необходимо участие именно этого голосового резонатора. Чем более носовым становится звук, тем выше поднимаются тоны вхо­дящих в него гармоник. Попробуйте проверить это само­стоятельно. Пропойте слог «Н-н-н-и-и-и». Приложив к крыльям носа два пальца, вы ощутите в них вибрацию. Поначалу это может показаться вам странным, особенно если прежде вам никогда не приходилось использовать носо­вую полость в таком необычном качестве. Вибрация в но­совой полости может повлечь за собой очищение ноздрей от жидкости так, что вам понадобится носовой платок.

Поработав с носовым слогом «Н-н-н-и-и-и» и заставив резонировать носовую полость, перейдем к следующему слогу, который также необходимо освоить, — слогу «Н-н-н-ё-р». Сочетание «ё-р-р-р» произносится, как в анг-лийском слове «her» (язык практически не касается нёба). Упражнения с этим слогом очень полезны. Итак, для на­чала вновь приведем носовую полость в состояние вибра­ции при помощи звука «Н-н-н». Затем добавим к «Н-н» звук «ё-р-р-р». В результате произойдет следующее: стен­ки носовой полости будут вибрировать под воздействием звука «Н», а одновременно с этим поддействием звука «ё-р-р-р» начнет вибрировать задняя стенка гортани.

Проследите, чтобы при произнесении звука «Р» язык находился вблизи верхнего нёба, все же не касаясь его. Именно такое расположение языка необходимо для созда­ния высших гармоник. Если вы поместите язык примерно в 1 см от передних зубов, едва касаясь кончиком верхнего нёба, он начнет вибрировать наподобие язычка фагота или гобоя. Помните: язык не должен прижиматься к нёбу. Виб­рация происходит лишь на самой поверхности языка и в покрывающем его слое слюны. Прижавшись к нёбу, язык лишь заглушит и блокирует звук.

Интересно, кстати, что, по представлениям йогов, на по­верхности нёба имеется крохотная «кнопка», на которую нажимают языком, чтобы стимулировать шишковидную железу. Располагается эта кнопка примерно в той же точ­ке, в которой язык касается нёба в вышеописанном уп­ражнении.

Теперь пропойте слог «Н-н-н-ё-ё-р-р», медленно про­двигая язык от задней части нёба к передней. В какой-то момент вы услышите, что на определенном участке звуча­ние обертона, напоминающее пронзительный свист, ста­нет отчетливее и громче. Установив эту точку, задержите на ней язык и одновременно поэкспериментируйте с фор­мой ротовой полости — к примеру, сделайте «рыбьи губы», как в одном из предыдущих упражнений. Это по­зволит вам произвести несколько различных гармоник.

Перейдем к следующему упражнению. Оно основано на слоге «Н-Н-о-о-Н-Н», состоящем из носовых согласных и гласного. В процессе пения этого слога открывается и закрывается голосовая щель (образованная мускулом на задней стенке гортани). Там располагается еще одна об­ласть образования гармоник. Для начала пропойте носо­вой звук «Н-Н-Н», а затем добавьте кнемуслог«а-а-Н». Получится — «Н-Н-а-Н». Затем пропойте носовой звук «Н-Н-Н» и добавьте к нему слог «о-о-Н». Повторите то же самое со слогами «Н-Н-Н-е-е-Н» и «Н-Н-Н-и-и-Н» (наподобие английского sing).

Теперь свяжите эти четыре слога — «Н-Н-а-Н-Н», «Н-Н-о-о-Н-Н», «Н-Н-Н-е-Н» и «Н-Н-Н-и-и-Н» — воеди­но, пропев их на одном дыхании. По существу, вы просто тянете звук «Н», периодически приоткрывая голосовую щель, чтобы пропеть тот или иной гласный. В процессе пения вы заметите, как в глубине вашей гортани, у задней стенки, образуются гармоники разной высоты.

Теперь, освоив слоги «МОР», «НЁР» и «НОН», по­пробуйте объединить их в непрерывную линию. Пропойте их по очереди, плавно переходя от одного к другому. Вы услышите, что каждому из этих слогов сопутствуют свои особые гармоники.

Попробуйте поменять порядок слогов: начните с «НОН», затем перейдите к «НЁР» и закончите «МОР». Потом по­меняйте порядок следующим образом: «МОР», «НЁР», «НОН».

Это упражнение — наиболее легкий путь к созданию вокальных гармоник. Однако той же цели могут служить и некоторые другие фонемы. Попробуйте самостоятельно ис­пытать их:

- «У-у-у-а-а-а-у-у»: медленно тяните этот звук на од­ном дыхании. В те моменты, когда вы будете откры­вать и закрывать рот, вы услышите гармоники раз­ной высоты. Если вы назализуете звук, число отчет­ливо слышимых обертонов увеличится.

- «Х-х-х-х-ё-ё-ё-р-р-р — И-и-и-и»: этот звук, очень похожий на уже известный нам «НЁР», переносит место образования основного тона и обертонов из глубины гортани в переднюю часть ротовой полос­ти. Пропойте этот слог на одном дыхании, но разде­лив его на две части: «Х-х-х-ё-ё-ё и «Р-и-и-и-и» (на звуке «р» язык практически не касается неба).

- «У-у-у-у-и-и-и-и»: этот звук больше всего подходит людям с высоким голосом или фальцетом. «У-у-у» создает более низкие гармоники, тогда как«И-и-и» — гармоники более высокие. Некоторые люди считают это упражнение самым легким и действенным.

Пение слогов — это лишь начальный этап обучения тех­нике обертонального пения. Следующая задача, стоящая перед вами, — обрести контроль иад гармониками, воз­никающими во время пения.

Разные гласные позволяют производить гармоники раз­ных тонов. В ряду гласных от «У» до «И» (У, О, А, Э, И) заключена серия формант, тоны которых последовательно перемещаются вверх по гармоническому ряду. Немного по­тренировавшись, вы, скорее всего, уже научитесь произ­водить и различать по меньшей мере девять обертонов.

Учимся регулировать звучание гармоник

Если вы освоили сам принцип гармонического пения, пере­ходите к следующему этапу. Теперь вам предстоит научить­ся сосредоточивать внимание на одной из гармоник и уве­личивать ее громкость. При этом не важно, какую именно фонему вы используете. Если вам удалось выполнить эту задачу с одной гармоникой, переходите к следующей.

Поскольку все мы обладаем разными вокальными воз­можностями, можно предположить, что и обертональный диапазон у каждого из нас свой. Если вы выполнили все вышеописанные упражнения, но так и не сумели различить в своем голосе гармоники, попробуйте немного поднять — или, наоборот, понизить — высоту основного тона. Вполне возможно, что хватит лишь небольшого изменения.

Кроме кассет с записью обертонального пения на пер­вом этапе обучения вам могут помочь магнитофонные за­писи вашего собственного голоса. Запишите на пленку свои упражнения, а затем прослушайте. Нередко люди на­столько поглощены процессом пения, стремясь во что бы то ни стало достигнуть желаемого результата, что сам результат ускользает от их внимания. Случается также, что человек просто не в силах определить, действительно ли в его голосе звучали гармоники. Магнитофонная за­пись поможет вам услышать, как при пении меняется высота и характер звука и как в вашем голосе естествен­ным путем возникают гармоники. Таким образом вы смо­жете осознать, что искусство обертонального пения дос­тупно каждому.

Помните, что путь к успеху лежит через упорные трени­ровки. Чем больше вы практикуетесь, тем совершеннее ста­новится ваша техника. Не забывайте, что рано или поздно вы сможете добиться желаемого результата, хотя одни ус­лышат в своем голосе гармоники после первого же упраж­нения, а другим для этого понадобится несколько дней.

Во время тренировок вам придется напрягать мышцы голосового аппарата совершенно новым, непривычным способом. Кроме того, вам, вероятно, понадобится неко­торое время на то, чтобы освоить те области гортани, ротовой и носовой полости, которые прежде не участвова­ли в процессе звукообразования.

Рассчитайте, какое время вам удобно тратить на трени­ровки. Считается, что наибольшую пользу приносят ежед­невные пятнадцатиминутные занятия. Прибавьте к этому сроку еще некоторое время для того, чтобы полностью про­чувствовать и осмыслить полученный результат: ведь те звуки, которые вы научитесь издавать, будут, резонируя с вашим телом, воздействовать на ваш сердечный и дыха­тельный ритм, кровоток, температуру, мозговые волны и многое другое. Повторю свой совет на протяжении трени­ровки держать под рукой блокнот.

Во многих магических и религиозных традициях гармо­ники почитаются как священные звуки. Сейчас вы гото­витесь пробудить их божественную силу, дремлющую в ва­шем собственном теле. Отнеситесь к этим волшебным звукам с должным почтением и трепетом. Но помимо про­чего процесс обучения принесет вам море радости и ве­селья. Испытайте счастье и благодать, что несет в себе звук. Шагните в распахнутые врата нового мира.

Случайные новости



Urna -   15 апреля - клуб икра - ул.Казакова 8А 10.04.2007 Urna - 15 апреля - клуб икра - ул.Казакова 8А

Уроженка внутренней Монголии (далекие предки Урны Чахар-Тугчи были знаменосцами великого Чингисхана), выпускница шанхайской консерватории, ныне гражданка Германии и жительница Каира - название world music в ее случае более чем оправдано. Росла в семье животноводов, с детства слышала старинные песни от бабушек - а потом научилась сочинять сама, да так, что поразила всю Европу: гастрольный график у Урны обычно расписан на месяцы вперед.


Читать полную новость
Первый концерт группы "Длина Дыхания" в 2012 году! 14.01.2012 Первый концерт группы "Длина Дыхания" в 2012 году!

1 февраля состоится первый в 2012 году концерт группы \"Длина Дыхания\" в арт-кафе \"Дождь Мажор\". Группа \"Длина Дыхания\" образовалась в Москве, в 2009 году. За время существования группы музыканты пробовали себя в разных стилях, пока не обрели свой звук и неповторимый стиль. Концерты \"Длины Дыхания\" уникальны, искренни и открыты. Свой творческий потенциал музыканты дарят слушателям единым звучанием, тем самым создавая неповторимую атмосферу единения людей, стремящихся познать удивительную и редкую по красоте музыку народов мира. Адрес: Измайловский вал 2, арт-кафе \"Дождь Мажор\" Начало в 20:00 Вход - 250 руб Состав: Августин - вокал, акустическая гитара, губная гармошка, автор песен и музыки. Марат Жанате


Читать полную новость
30.11.2011

Большой сольный концерт группы "Длина Дыхания" Подробнее

Перейти » Все новости