Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
АВТОРИЗАЦИЯ

Колектив
Пользователь

ЗНАКОМСТВА

Всего анкет: 3073
Новые этнолюди: Имя: MirKrasniki
Кт0 такой: Добавь свою анкету Все анкеты

Инфо-портал о неошаманизме
Санкт-Петербургский буддийский храм «Дацан Гунзэчойнэй»

АФИША

02.06.2018 вечер массажа
Подробнее

21.11.2017 перевозка грузов, перевозка малогабаритных грузов, перевозка прицепом
Подробнее

01.07.2016 Мастер класс. Игра на ханге
Подробнее

23.02.2015 Ищу друзей, хочу собрать желающих для классной тусы
Подробнее

14.11.2014 Мастер-класс по калимбе от Петра Рагу. Каждый из нас в душе музыкант и каждый слышит свою собственную мелодию. Правда не всем легко это реализовать на практике. Самый простой способ научиться это делать освоить игру на калимбе, ведь для этого практически ничего не требуется.
Подробнее

20.02.2013 Концерт-презентация нового альбома группы Турбодзен. Турбодзен – один из самых известных коллективов варганистов не только на территории нашей страны, но и в мире.
Подробнее

20.02.2013 20 февраля 2013 года. В этот день состоится презентация долгожданного альбома группы – «Богатырский Пляс». На его создание ушло целых четыре года.
Подробнее

Все события

Гармоники в медитации. Путешествие к другим мирам

ГАРМОНИКИ В МЕДИТАЦИИ. ПУТЕШЕСТВИЕ К ИНЫМ МИРАМ

ПАССИВНОЕ И АКТИВНОЕ СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ

С познанием гармоник в качестве одного из аспектов звука система вашего слухового восприятия претерпева­ет кардинальные изменения. Вы начинаете различать гар­моники в стуке воды, капающей из крана, или в завыва­нии ветра за окном. А вместе со слухом меняется и ваше сознание.

Умение слушать дается нам при рождении, однако с воз­растом, к сожалению, многие из нас полностью или час­тично теряют этот дар. Слуховое восприятие имеет два аспекта: пассивный и активный. В первом случае ухо вос­принимает или не воспринимает звук, если он не входит в рамки доступного слуху диапазона. После этого — если звук услышан — сигнал поступает в мозг, который рас­познает характер и значение этого звука. Однако суще­ствует и активный вид слухового восприятия.

Система Томатиса

Доктор медицины Альфред Томатис, французский врач-отоларинголог, посвятил сорок пять лет упорной работы изучению человеческого аппарата слухового восприятия — его устройства и назначения. Доктор Томатис выделяет три важнейшие функции слуха:

Поддержание равновесия в организме (стабилизация состояния нервной системы, восстановление физи­ческого тонуса, а также координация сенсорной ин­формации и двигательных реакций.
Анализ и расшифровка движения за пределами орга­низма (за это отвечает улитка, передняя часть ушно­го лабиринта) и соотнесение самого организма с этим движением (такова функция вестибулярного аппара­та), то есть установление слухового и голосового контроля.
Стимуляция работы мозга.
В соответствии с теорией доктора Томатиса, звуки од­ного рода изнуряют слушателя, приводят его в состояние усталости; другие же, напротив, заряжают его бодростью. Особенно благотворное воздействие, считает доктор То­матис, оказывают звуки, содержащие в себе высокочас­тотные гармоники (к примеру, звуки григорианского хора­ла). Именно высокие частоты (около 8000 Гц) способны стимулировать центральную нервную систему и кору го­ловного мозга.

Чтобы помочь своим пациентам перейти от пассивно­го к активному слуховому восприятию, доктор Томатис изобрел прибор, получивший название «электронного уха». Наушники, которыми снабжен прибор, представ­ляют собой особого рода фильтр, позволяющий разли­чать высокие частоты (и таким образом заново научиться воспринимать их самостоятельно). Слушая записи обер-тональных песнопений различных традиций (названия сборников перечислены в разделе «Список музыкальных произведений»), мы обнаружили, что важнейший элемент мелодии песнопений составляют высокочастотные гармо­ники, активизирующие работу мозга. Кроме того, паци­енты Томатиса обучаются распознавать и применять в лечебных целях гармоники, образуемые их собственным голосом.

Доктор Томатис открыл для себя целительные способ­ности высокочастотных звуков после того, как высшие иерархи одного бенедиктинского монастыря обратились к нему за помощью. После II Ватиканского собора новый аббат прекратил практику духовных песнопений, занимав­ших прежде от шести до восьми часов, сочтя их пустой тратой времени. А через некоторое время после этого решения монахи впали в состояние хронической усталос­ти и депрессии.

Усилия множества врачей вернуть монахам былую бод­рость оказались безрезультатными. Один известный французский специалист, осмотрев больных, заключил, что недуг их порожден недоеданием (рацион бенедиктин­цев практически полностью состоял из растительной пищи) и предписал им новую диету, основанную на мяс­ных продуктах и картофеле. Французский доктор, очевид­но, забыл, что бенедиктинские монахи были вегетариан­цами еще с XII в. и прежде аскетический образ жизни не причинял вреда их здоровью. Итак, больные начали пи­таться мясом и картофелем, отчего состояние их только ухудшилось.

Наконец руководство монастыря обратилось за помо­щью к доктору Томатису. И тот обнаружил, что монахи заболели из-за того, что их лишили возможности петь. Ведь именно терапевтический эффект григорианского хорала придавал им сил, чтобы проводить дни в беспрестанных трудах и молитвах. Лишь только практика ежедневных песнопений по указанию Томатиса была восстановлена, монахи вновь обрели прежнюю энергию.

Человеческий слух, являясь проводником звука, отве­чает за стимуляцию коры головного мозга и восстановление 90-95% процентов общей энергии организма. В этом доктор Томатис и видит одну из главных функций слуха. Григорианские песнопения, в соответствии с его подсчета­ми, «содержат в себе все частоты голосового диапазона — приблизительно от 70 до 9000 Гц». Этот же диапазон ох­ватывают и тибетская техника «однотонального аккорда», техника хоомей и иные традиции обертонального пения, описанные в этой книге.

В интервью, опубликованном в статье «О системе То-матиса», доктор отмечает, что в области звукотерапии «наиболее важны частоты от 2000 до 4000 Гц, то есть верхний уровень голосового диапазона. Высокочастотные обертоны составляют тембровую окраску голоса, тогда как низкочастотными обертонами передается смысловая часть высказывания».

По теории Томатиса, терапевтический эффект гармони­ческого пения достигается главным образом благодаря проводимости костной ткани: последняя резонирует на частоте около 2000 Гц:

«Звук образуется не во рту, не в теле, а, по сути дела, в костях. Кости "поют", как поют стены церкви, резонируя с голосом певца».

В частности, звук усиливает путем резонанса костная ткань черепа. Кроме того, проводимость костной ткани обеспечивает стимуляцию стремечка (слуховой косточки среднего уха), которое, как считает Томатис, в первую очередь отвечает за активизацию работы мозга. Томатис утверждает, что, ежедневно в течение четырех часов либо прослушивая звуки, богатые высокочастотными гармо­никами, либо производя их самостоятельно, человек мо­жет поддерживать высокую активность мозговой деятель­ности. Сам доктор сохраняет бодрость на протяжении большей части суток, обходясь максимум четырьмя часа­ми сна. Эту свою способность он объясняет тем, что ре­гулярно слушает звуки, содержащие высокочастотные гармоники.

Доктору также удалось открыть и описать явление, из­вестное как «эффект Томатиса». Суть его заключается в том, что человеческий голос способен производить и ими­тировать лишь те звуки, которые способно воспринимать ухо. То есть до тех пор, пока вы не научитесь различать определенные обертоны, вы не сумеете и воспроизвести их. Следовательно, изменения в слуховом восприятии, в способности слышать, влекут за собой изменения в рабо­те голосового аппарата и голосовом диапазоне. Итак, ак­тивизируя систему слухового восприятия, открывая свой слух гармоникам, мы обретаем возможность не только воз­действовать на деятельность мозга и общее состояние своего организма, но и качественно изменить свои вокаль­ные данные.

Дэвид Хайкс, человек, основавший Гармонический хор и пробудивший в западном обществе интерес к оберто-нальному пению как виду искусства, внес собственный вклад в концепцию активного слухового восприятия. Вот что пишет он в заметке, сопровождающей программу кон­церта Гармонического хора:

«Сможет ли человечество заново научиться слушать зву­ки мира, вместо того чтобы постоянно отключаться от них? Вслушайтесь внимательнее в окружающие звуки, и однажды вы различите ту целительную гармонию, что кроется в бессмысленном грохоте повседневной суеты. Это будет означать, что вы сделали второй шаг на длин­ном пути, ведущем к активному слуховому восприятию. Вам предстоит пройти этот путь целиком, этап за эта­пом. Начинается же он с познания тишины. Искусство активного слухового восприятия неотделимо от искус­ства гармонической музыки. Гармоническая музыка — источник всего самого важного и самого прекрасного в мире звука и в мире людей, связанных воедино закона­ми вибрации».

Активное слуховое восприятие — ключ не только к ис­кусству гармонического пения, но и к познанию иных уровней сознания. К примеру, индуистская традиция рассматри­вает активное слуховое восприятие, «слушание» как мощ­ное средство расширения сознания. Выражением этой кон­цепции является образ шабды, «звукового потока»: осед­лав его, словно крылатого коня, человек уносится в другие миры. Приобщение к «звуковому потоку» достигается ме­дитацией на звук.

ЗВУКИ ТАЙНЫЕ И ЯВНЫЕ

В санскрите, языке Вед, существует два разных термина для обозначения внешнего и внутреннего звука. Звук слы­шимый, физический носит название «ахата». Он возни­кает в результате возбуждения колебательной системы, то есть когда какая-либо внешняя сила приводит физический. объект в состояние вибрации. Ему противостоит «анаха-та» — звук скрытый, непостижимый. Он не является по­рождением вибрации физического тела. Ахата доступна практически каждому; анахату же может услышать лишь опытный мастер медитации.

Меня всегда волновал вопрос: возможно ли, что гармо­ники представляют собой связующее звено между ахатой и анахатой и, следовательно, между сферой физической и метафизической? Ведь в результате физического воздей­ствия возникает основной тон, но не гармоники.

Духовные учителя подтвердили правоту моей догадки: гармоники действительно являются связующей нитью меж­ду физическим планом бытия и другими, высшими плана­ми. Пир Вилаят Хан, глава Западного суфийского ордена, сравнил обертоны с лестницей, по которой человеческое сознание может подняться к иным уровням реальности. С этим утверждением перекликаются слова медиума Каймо-ры, сказанные в трансе: гармоники связывают между со­бой семь уровней бытия: физический, астральный, каузаль­ный (причинный), ментальный и еще три уровня. Путь к высшим планам реальности лежит через пение или актив­ное слушание гармоник.

ГАРМОНИКИ В МЕДИТАЦИИ

Слушание гармоник — ключ к освоению техники медита­ции. Чтобы открыть для себя путь к иным мирам, мы дол­жны расширить свое слуховое восприятие, научившись различать «звуки внутри звука», то есть гармоники17.

Найджел Чарльз Хафхайд, европейский мастер оберто-нального пения, пишет:

«То, что человеческим слухом воспринимается как тембр, на деле представляет собой отражение универсального принципа — принципа гармонического ряда. Гармоничес­кий ряд — это система организации обертонов, мельчай­ших элементов звука. Принцип гармонического ряда не является принадлежностью исключительно музыкальной сферы: он приложим к любому звуку, встречающемуся в природе».

Впервые прослушав альбом Гармонического хора «Пес­ни солнечных ветров», я то ли уснул, то ли вошел в состо­яние измененного сознания посреди шумного холла вашин­гтонского отеля. Впоследствии я слушал эту пленку еще неоднократно, и записанные на ней гармоники неизменно оказывали на мое сознание столь же необычайное воздей­ствие. И не я один испытал на себе удивительную силу этих звуков. Роберт Палмер, также прослушавший аль­бом, изложил свои впечатления в статье, опубликованной в «Нью-Йорк Таймс»:

«Слух наполняют волшебные звуки — словно с небес льется гармония ангельских хоров и огромных невесомых оркестров. Прозрачно звенят мириады струн, раскатисто гудят ряды валторн, нежно поют свирели... Превращение

17 В разделе «Список музыкальных произведений» перечис­лены замечательные музыкальные сборники, которые помогут вам в процессе медитации. По большей части это кассеты с вы­сококачественной записью обертонального пения различных ис­полнителей.

происходит внезапно. На несколько секунд я невольно от­влекаюсь, а когда вновь обращаюсь к музыке, вдруг пони­маю, что голоса мистера Хайкса и его шести певцов непо­стижимым образом преобразились. Откуда-то издали ко мне несутся волны призрачной, неземной музыки. В изум­лении я начинаю снова напряженно прислушиваться. И чем больше вслушиваюсь, тем больше чудесных звуков откры­вается моему слуху».

По теории доктора Альфреда Томатиса, почти все че­репные нервы соединены с ухом. В частности, слуховой аппарат оказывает воздействие на работу зрительного и глазодвигательного нерва; следовательно, органы слуха участвуют в процессах зрительного восприятия и движе­ния. Кроме того, со слуховым аппаратом связан блуждаю­щий нерв (десятая пара черепных нервов), который регу­лирует работу гортани, бронхов, сердца, желудочно-кишеч­ного тракта. Таким образом, в сфере воздействия органов слуха находятся голос, дыхание, сердечный ритм и пище­варение. Это, на мой взгляд, полностью объясняет тот факт, что обертональное пение с его нежными, мягкими мелодиями так легко погружает человека в расслаблен­ное, медитативное состояние.

Не думайте, дорогие читатели, что я слишком отклонил­ся от первоначальной темы. Да, настоящая глава не по­священа «врачеванию» в прямом смысле этого слова. Однако и приверженцам холизма, и специалистам в обла­сти аллопатической медицины прекрасно известны цели­тельные свойства релаксации и медитации. Вопрос о взаимосвязи между физическим здоровьем и душевным со­стоянием неоднократно поднимался в литературе. Релак­сация и медитация — путь к исцелению множества теле­сных недугов, включая сердечные болезни, последствия инсульта, нарушения в иммунологической системе. Неко­торое время назад даже возникла новая научная дисцип­лина — психонейроиммунология, объектом изучения ко­торой как раз и стала взаимосвязь тела и сознания.

Реакция релаксации

Доктор философии Марк Райдер, исследователь из Юж­ного Методистского университета, опытным путем выяс­нил, что у людей, прослушавших запись Гармонического хора, наблюдается замедление сердечного и дыхательного ритмов, а также спазматические кожные реакции. (Музы­ка иного рода такого влияния не оказывала.) Ранее мы уже выделили три аспекта физиологического воздействия обер-тональной музыки:

стимуляция коры головного мозга;
замедление дыхания и сердцебиения;
снижение частоты колебаний мозговых волн. Производя вокальные гармоники самостоятельно, мы
также можем достичь состояния, которое доктор медици­ны Герберт Бенсон обозначил термином «реакция релак­сации». Изучая физиологическое воздействие мантр, док­тор Бенсон открыл, что повторение единственного слова влечет за собой весьма определенный эффект: снижение потребления кислорода (и, следовательно, замедление дыхания), замедление сердечного ритма (в среднем — на три удара в минуту), замедление пульса и обмена веществ. При этом повышалось излучение альфа-волн.

Марк Райдер первым выяснил, что люди, самостоя­тельно производящие вокальные гармоники, испытыва­ют «реакцию релаксации» в более мощной форме, чем те, кто просто слушал обертональную музыку в записи. Как я уже отмечал выше, каждый гласный звук порожда­ет свой особый набор гармоник. Пение долгих гласных — это упрощенный, подготовительный метод обертонально-го пения.

Очевидно, можно выделить два пути использования гар­моник в процессе медитации. Во-первых, можно просто слушать гармоники, перемещаясь с их помощью на другие уровни сознания. Во-вторых, можно слушать те гармони­ки, которые мы производим сами, то есть совмещать обер­тональное пение с активным слуховым восприятием.

СИЛА ТИШИНЫ

Если вы избрали первый путь работы с гармониками, вам следует для начала познать энергию тишины. Эта энергия несет с собой покой и умиротворение. В безмолвии зак­лючены все звуки мира. Пребывая в молчании, человек может услышать внутреннюю симфонию, которая и есть он сам. Организм каждого из нас можно уподобить вол­шебному оркестру, исполняющему сложную полифоничес­кую мелодию. Складывается она из мириадов звуков, по­рождаемых работой сердца, дыхательного аппарата, кро­веносной системы, слухового аппарата, нервной системы, мозга. Различить все эти звуки можно только в тишине. В тишине мы начинаем лучше различать и внешние звуки, голоса природы — птичье щебетание, шелест ветра, а иногда и звуки, производимые электрическим током, на­пример, шестидесятигерцевый гул ламп и холодильников18.

Я убедился на собственном опыте, что самый быстрый и легкий способ войти в состояние измененного созна­ния — просто в течение нескольких минут посидеть в пол­ном молчании. «Настроив» слух на звуки окружающего мира и внутренний аккорд своего организма, мы полнос­тью изменяем систему своего чувственного восприятия (включая и сам слух). Меняется также и частота мозговых волн. Те звуки, на которые мы раньше не обращали вни­мания, могут открыть нам множество новых истин о нас самих и об окружающем мире. Погружение в безмолвие — это основной элемент различных медитативных техник звуковой йоги. С молчания медитация начинается, им же и заканчивается.

Слуховое восприятие, как уже говорилось, может быть активным и пассивным. В процессе активного слухового восприятия наш слуховой аппарат превращается в орган познания. Пассивно воспринимая окружающие звуки, мы зачастую не уделяем им должного внимания, не выделяем 18В США частота тока в электрических сетях составляет 60 Гц. их из общей массы, иногда и вовсе не замечаем их. Но погружение в молчание позволяет пробудить к жизни ак­тивное слуховое восприятие. Развитие активного слухово­го восприятия происходит в несколько этапов. Первый этап и представляет собой преодоление огромной пропасти между «слышанием» и «слушанием». Учась слушать, мы готовимся к восприятию всего неисчислимого многообра­зия окружающих звуков.

Одна из важнейших функций слухового аппарата — обо­ронять человека от напора мириадов звуков окружающего мира. Диапазон человеческого слухового восприятия состав­ляет широкий, но все же ограниченный ряд частот — при­близительно от 16 до 16 000 Гц. Благодаря этим рамкам мы и не подозреваем о сотнях и тысячах других звуков, кото­рые в противном случае ежесекундно атаковали бы наш слух. Многие животные воспринимают частоты в значитель­но большем диапазоне. К примеру, летучие мыши пресле­дуют добычу, ориентируясь по сложной системе ультразву­ковых сигналов. Дельфины способны издавать и восприни­мать звуки частотой до 200 000 Гц. Слоны же для общения друг с другом и в брачных ритуалах применяют крайне низ­кие звуки, также недоступные человеческому уху.

А что могло бы случиться, если бы наш слух вдруг рас­крылся для восприятия всех этих неисчислимых частот? Вполне вероятно, что мы бы этого просто не выдержали. Возможно, именно этим и объясняется устройство челове­ческого слухового аппарата.

Восприятие повседневных звуков

На первом этапе перехода к активному слуховому воспри­ятию человек должен научиться фиксировать звуки всех уровней слухового диапазона. Таким образом он обретает способность воспринимать и распознавать значительно большее количество звуковых волн одновременно. Один из примеров такой способности — психоакустический феномен, известный как «эффект вечеринки».

Вы находитесь на людной вечеринке, где все говорят примерно с одинаковой громкостью. Хотя рядом с вами ведется еще три-четыре диалога, вы воспринимаете толь­ко слова своего собеседника. Человеческое ухо обладает удивительной способностью концентрироваться на одном звуке из множества. Но возможна и иная ситуация: вы увлеченно с кем-то беседуете, как вдруг со стороны до вас доносится ваше имя. Хотя тот, кто его произнес, не повышал голоса, вы почему-то его услышали. Особое внимание к своему имени заставляет нас бессознательно переходить от пассивного слухового восприятия к ак­тивному.
Восприятие гармоник

На втором этапе перехода к активному слуховому воспри­ятию человек учится различать в обычных звуках гармо­ники. Я начал повсюду слышать гармоники вскоре после того, как вообще узнал об их существовании. Помню, как я, сидя где-нибудь, вдруг начинал улавливать звуки, кото­рых раньше не замечал, — стук капель, падающих из кра­на, или гул электричества. А затем эти звуки вдруг обра­стали гармониками. Так мало-помалу изменилась вся моя система слухового восприятия, а это, в свою очередь, по­влекло за собой расширение сознания.

Гармоники — непременная принадлежность каждого зву­ка, и тот, кто не умеет их слышать, проходит мимо огромного непознанного мира. Звуки, наполненные обертонами, оста­ваясь прежними, привычными звуками, воспринимаются уже совсем иначе. Вы как будто проникаете в самую глубину зву­ка, постигая его суть.

Гармоники и воображение

На третьем этапе в работу вступает воображение. За­частую, когда музыка нас по-настоящему увлекает, вооб­ражение включается само собой. Доктор Хелен Бонни раз­работала целую терапевтическую методику, основанную на стимуляции воображения посредством музыки. Опреде ленного рода музыка вызывает у пациентов реакции, кото­рые влекут за собой расширение сознания. Доктор Бонни утверждает, что музыка в данном случае производит столь же мощный эффект, как и психотропные препараты, одна­ко, в отличие от наркотиков, не таит в себе никакой опас­ности.

Под воздействием гармоник, а в особенности гармони­ческого пения, воображение пробуждается легко и есте­ственно. Нежный звон колокольчика или пение ангелов — такие образы обычно вызывает у слушателей обертональ-ная музыка.

Преображение реальности посредством единения со звуком

На четвертом этапе вы учитесь преображать физическую реальность звука в альтернативную реальность, путеше­ствуя при помощи звука по иным уровням бытия. Все эта­пы медитации, основанной на активном слуховом воспри­ятии, взаимосвязаны, поэтому и в данном случае не обой­тись без воображения. Пример из книги Джона Болё «Музыка и звук в искусстве врачевания» (John Beaulieu. Music and Sound in the Healing Arts) прекрасно иллюст­рирует эту мысль:

«Я в компании двоих друзей прогуливался по одной из улиц Нью-Йорка. Вдоль тротуара, грохоча невыключенными моторами, стояли грузовики. Рабочие выгружали из кузо­вов ящики и коробки. Что-то в звуке моторов привлекло мое внимание. Попросив друзей присмотреть за мной, я сел на обочину и начал вслушиваться. Поскольку в том месте, где я сидел, мне ничто не грозило, я позволил себе полностью расслабиться и отключиться. Грохот моторов был пронизан отчетливым ритмом — «да-да-даа-бум, да-да да-да-даа-бум»... Я позволил своему со­знанию унестись вслед за звуком. Сначала в памяти моей всплыло воспоминание о том, как подростком в Индиане я отправился посмотреть на гонки и там, очарованный ревом заводимых моторов, представлял себя за рулем гоноч­ного автомобиля.

Еще внимательнее вслушавшись в звук, производимый грузовиками, я почувствовал, что «вливаюсь» в его ритм. К воспоминаниям и образам, захватившим меня, прибави­лось и новое ощущение — ощущение глубочайшего по­коя. И вдруг на секунду меня посетило чувство, что я и есть тот звук.

Затем в моем сознании произошел сдвиг, и я оказался в группе певцов из австралийского аборигенного племени. Я понимал, что они хотят передать мне послание, в кото­ром рассказывается о времени сновидений, времени до начала времен. Я видел аборигенов также отчетливо, как несколько минут назад — грузовики. Я принял послание и понял его смысл. Затем старик-певец знаком показал мне, что им нужно идти дальше в пустыню. Это я тоже понял. В эту секунду мой друг постучал меня по плечу, и я вер­нулся в земную реальность, на нью-йоркскую улицу. Гру­зовик отъезжал от тротуара...»

Это описание — наглядный пример того, что было ска­зано о разных уровнях активного слухового восприятия. На четвертом уровне Джон ощущал себя звуком и пере­мещался вместе с ним. Но самое интересное в пережитом Джоном опыте — его общение с австралийскими абори­генами. Как уже упоминалось в четвертой главе, звук диджериду открывает проход между измерениями, через который ванджина спускаются в мир людей, а люди по­падают в мир ванджина. Точно так же вместе со звуком мотора Джон совершил путешествие в иную реальность.

Единение со звуком составляет суть звуковой медита­ции. Это главный принцип тибетской вокальной техники «однотонального аккорда». И тибетская вокальная тради­ция, и звукотерапия рассматривают звук не как физичес­кое явление, волну, порождаемую колебанием голосовых связок, но как живую энергию. Люди же, способные стать ее вместилищами и передатчиками, дают этой энергии физическое воплощение. Чтобы стать таким передатчиком, человек должен полностью довериться власти звука, от­казавшись от попыток управлять им. Лишь полностью от­ключив самоконтроль, забыв о своем «я», можно достиг­нуть единения со звуком.

Для того чтобы пройти все этапы активного слухового восприятия, вам может хватить даже такого обыденного, ничем не примечательного звука, как гул холодильника. На первой стадии вы просто начинаете слышать, как гудит ваш холодильник. Затем, постоянно вслушиваясь в этот звук, вы начинаете различать в нем гармоники. Потом наступает очередь воображения: вы можете представлять, будто слушаете не жужжание холодильника, а хор мона­хов, беспрерывно поющих мантру «Ом». И, в конце кон­цов, вы сможете достигнуть единения со звуком, стать звуком и вместе с ним перенестись в иные миры.

Слушая гармоники на четвертом уровне, человек сли­вается с ними воедино и совершает путешествие к их ис­току. Однако достичь этого на деле гораздо труднее, чем кажется. Эта техника работы с гармониками — одна из высших форм медитации, и овладеть ею крайне сложно. Мои собственные успехи в этой области гораздо беднее, чем хотелось бы. Тем не менее несколько раз мне удава­лось достичь единения с гармониками. Вместе с ними я переносился в иную реальность и там встречался с праро­дителями звука: богами и богинями, духами и другими обитателями небес. Эти необыкновенные путешествия до­ставляли мне истинное счастье.

Безмолвно вслушиваясь в звук, я покидал свое тело и уносился в иные миры, как в тот раз, когда я впервые ус­лышал пение Гармонического хора. Однако самого необы­чайного эффекта я добивался, когда медитацию сопровож­дал пением. Чтобы продлить звук на значительное время, нужно слиться с ним, нужно путешествовать вместе с ним, оставаясь в то же время физическим источником звука. Другими словами, полностью покинуть свое физическое тело невозможно, иначе звук просто прекратится. Это удивительный опыт пребывания одновременно в двух, если не в трех измерениях.

В такие минуты меня часто посещает ощущение, что звук, выходящий из моего горла, порождается не мною: столь невероятные, несвойственные человеческому голо­су формы он принимает. Если же мне удается довести медитацию до высшей точки, я отчетливо чувствую, что меня наполняет звуком некая высшая энергия или иной разум.

Погружение в тишину

Пятый уровень звуковой медитации представляет собой погружение в тишину. Таким образом, процесс медитации, с тишины начавшись, тишиной же и оканчивается, потому что все звуки мира исходят из тишины и в нее же возвра­щаются.

Как гласят древние мифы, именно звуком был сотворен мир. Бог-творец издал этот изначальный звук — и воз­никли различные уровни бытия. Но звуку предшествовала тишина. Погрузившись в тишину, мы можем совершить путешествие как к истоку, так и к окончанию сотворенно­го мира.

ИТОГИ

В заключение я хотел бы еще раз вкратце напомнить вам основные этапы звуковой медитации, в процессе которой вы можете либо просто слушать гармоники, либо произ­водить их самостоятельно.

Начало: погрузившись в тишину, прислушайтесь к звукам окружающего мира и звукам внутри вас.
Первый этап: в качестве основы для медитации мож­но использовать кассету с записью или какой-либо иной источник звука. Внимательно вслушайтесь в звук: на данном этапе вы должны всего лишь отчет­ливо фиксировать все его физические аспекты.

Второй этап: учитесь различать в звуке гармоники. Источником гармоник в данном случае может быть и ваш собственный голос.
Третий этап: этот уровень медитации требует актив­ной работы воображения. Как и в предыдущем слу­чае, основой для медитации может служить кассета с обертональной музыкой или ваше собственное обертональное пение.
Четвертый этап: учитесь достигать полного едине­ния с гармониками. Позвольте звуку перенести вас в другие миры.
Окончание: в завершение упражнения снова погру­зитесь в тишину. Вслушайтесь в гармоники, кото­рые всегда звучат вокруг вас и внутри.
Медитация — прекрасный способ снятия напряжения и стресса. Следовательно, через медитацию пролегает путь к телесному здоровью и душевной гармонии. Научившись снижать сердечный ритм, частоту колебаний мозговых волн, кровяное давление, вы сможете с легкостью преодо­левать многочисленные стрессы, которые несет в себе жизнь в современном мире. Добиться всего этого можно при помощи звуков, и в особенности гармонического пе­ния, которое само по себе может стать своего рода меди­тацией.

Если же человек вкладывает в работу с гармониками (не важно, слушает он их или производит) стремление познать все уровни звука, то такая медитация превраща­ется из терапевтического упражнения в опыт духовного со­вершенствования. Дэвид Хайкс в программе концерта Гар­монического хора пишет:

«Искусство гармонической музыки практически утеряно западной культурой. Однако, возрожденное, оно могло бы помочь нам услышать мир, в котором мы существуем, и осмыслить его современное состояние. Процесс создания и исполнения музыки, по сути, представляет собой актив­ное постижение законов космической гармонии. Значит, именно музыка может помочь человечеству восстановить на всей планете гармонию и равновесие. Гармоническая му­зыка не скликает людей под свои знамена, она лишь призы­вает их внимательнее вслушаться в звуки мира. Тогда, воз­можно, каждый из людей сможет уловить то важное посла­ние, что заключено внутри него самого». Звуковая медитация влечет за собой полное преобра­жение сознания. Работая со звуком, вы ощутите свою вза­имосвязь с космосом и найдете ответы на такие вопросы, какими прежде и не задавались. Вы сможете разрушить как внутренние, так и внешние барьеры, став ближе к окружающим людям. Вы достигнете того сознания един­ства и взаимосвязанности со всем миром и каждым его элементом, о котором с начала времен говорили духовные учителя. Звук открывает путь к гармонии и духовному про­светлению.




Случайные новости



14.08.2010 Обряд вызывания дождя

Друзья! Сколько раз мы с вами слышали о том что игра на варгане вызывает дождь? Десять тысяч? Миллион? Правда за последние пару месяцев на территории центральной России выпало три с половиной капли осадков. Леса горят, трава сохнет, жара плавит мозг. Как может многотысячная армия варганистов спокойно взирать на происходящее? Пришло время попросить у Природы долгожданного дождя! В среду, 18-го августа, у главного входа на ВВЦ, в 19:35 состоится поистине уникальное событие: ОБРЯД ВЫЗЫВАНИЯ ДОЖДЯ. Мы ждем КАЖДОГО кто умеет извлекать звуки при помощи варгана. Чем больше нас будет, тем сильнее получится пошаманить и погрузится в мощнейший коллективный трип. Не важно как ты играешь; каждый может исполнить совершенно любую тему, главное лишь намерение вызвать этим дождь. Если у тебя есть друзья варганисты скажи им, а еще лучше- приведи. Прочитал это сообщение - вышли его еще десятку варганистов! Те, кто не может присоединится к нам физически, могут также нам помочь своим намерением, для этог


Читать полную новость
21 октября - ЭТНОДРАЙВ! - ансамбль горлового пения Хуур Хуур Ту отметит юбилей своего основателя концертом в Москве 18.10.2010 21 октября - ЭТНОДРАЙВ! - ансамбль горлового пения Хуур Хуур Ту отметит юбилей своего основателя концертом в Москве

Легенда world music тувинский ансамбль горлового пения Хуун Хуур Ту и этно-джаз-фьюжн ансамбль Marimba Plus и в уникальном совместном проекте Как сочетаются соло саксофона и горловое пение? Как звучат вместе инструменты с разных концов планеты: маримба – ставший академическим инструмент с древними африканскими корнями и бубен тунгур из шаманского арсенала музыкантов? Что общего между современными электронными грувами и вокальным ...тувинским стилем каргыраа? Только на единственном совместном концерте легенды мировой музыки тувинского ансамбля Хуун Хуур Ту и московской группы Marimba Plus зрители станут свидетелями уникального эксперимента и найдут ответы на эти вопросы. Лидер Marimba Plus – композитор и маримбофонист Лев Слепнер задумал фестиваль «Этнодрайв» как проект, в котором приглашенные звезды world music и ансамбль Marimba Plus создают новую музыку, соединяя этнические традиции и самые современные музыкальные направления, смешивая стили этих коллективов, сохраняя индивидуальные особенности и открыто двигаясь навстречу друг другу. В программе концерта специально созданные для этого проекта композиции, и безусловно, хиты каждого ансамбля. «Хуун-Хуур-Ту» – один из самых известных на мировой сцене коллективов из Азии, исполняющих традиционную музыку. Музыка «Хуун-Хуур-Ту» – уникальная, магическая, вобравшая в себя все наследие тувинского фольклора, традиции горлового пения, и развивающая это наследие. Группа прочно входит в элиту world music планеты. «Хуун-Хуур-Ту» - не только «группа горлового пения», они используют разнообразные национальные инструменты и вносят в свою музыку элементы других стилей. На Западе музыка группы Хуун-Хуур-Ту пользуется огромной популярностью. За 17 лет существования ансамбль объехал с концертами почти весь мир и сыграл в самых престижных залах Америки, Азии и Европы. Большим энтузиастом в продвижении их музыки был Frank Zappa. Они выступали с Stevie Wonder, Bob Weir (Greatful Dead), Trilok Gurtu, Fun-Da-Mental, Bulgarian Voices Angelite и др., а также записали музыку для фильмов в Голливуде Этот концерт приурочен к 50-летию Кайгал-Оолу Ховалыгу, основателя и лидера Хуун-Хуур-Tу. Marimba Plus – московский ансамбль, чье визитной карточкой является фирменный стиль, который сами музыканты называют «арт-фьюжн» - слияние различных жанров, этнических мотивов, джазовых импровизаций, академических традиций и современного звучания. Зрители их любят за потрясающую энергетику и отличное настроение, которое сохраняется надолго. Профессионалы называют Marimba Plus уникальным явлением в российском джазе, а их музыку сравнивают с новым импрессионизмом, где каждая композиция – отдельный образ и захватывающая история. Автор музыки – лидер коллектива Лев Слепнер, маримбофонист и композитор, лауреат премии «Триумф». 3а 11-летнюю историю на счету коллектива концерты во Франции, Германии, Чехии и десятках российских городов, выступления с российскими и мировыми звездами (Billy Cobham, Didie Lockwood, Al di Meola, Avishai Cohen, Аркадий Шилклопер, Борислав Струлев и др.). Музыканты ансамбля получили статус артистов знаменитых производителей музыкальных инструментов - Yamaha и Paul Mauriat. Marimba Plus всегда разные, и всегда их музыка создает особую атмосферу и захватывает зрителя – будь то многотысячная фестивальная площадка или старинный камерный акустический зал. Они пишут музыку для кино, выступают с симфоническими оркестрами и модными диджеями. Их новый проект – фестиваль «Этнодрайв» в новом сезоне 2010-2011 – это 3 концерта с настоящими звездами стиля world music – Хуун Хуур Ту, испанским танцором фламенко Адрианом Санчесом и болгарским национальным фольклорным хором ансамбля им. Филиппа Кутева 21 ОКТЯБРЯ 2010 Г. – 19.30 ТКЗ «Дворец на Яузе» М. Электрозаводская, Пл. Журавлева, д.1, билеты (495)-645-22-45 Все вопросы +7-9


Читать полную новость
04.02.2007

Москва, 4 февраля, воскресенье ПХУРПА традиционная тибетская музыка тантрическое горловое пение театр "Пагендарм", проект "Фабрика" проезд: http://www.proektfabrika.ru начало в 20:00. вход - 150 р. Подробнее

Перейти » Все новости