Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
АВТОРИЗАЦИЯ

Колектив
Пользователь

ЗНАКОМСТВА

Всего анкет: 2946
Новые этнолюди: Имя: Виропак Софосбувир
Кт0 такой: Добавь свою анкету Все анкеты

Инфо-портал о неошаманизме
Санкт-Петербургский буддийский храм «Дацан Гунзэчойнэй»

АФИША

01.07.2016 Мастер класс. Игра на ханге
Подробнее

23.02.2015 Ищу друзей, хочу собрать желающих для классной тусы
Подробнее

14.11.2014 Мастер-класс по калимбе от Петра Рагу. Каждый из нас в душе музыкант и каждый слышит свою собственную мелодию. Правда не всем легко это реализовать на практике. Самый простой способ научиться это делать освоить игру на калимбе, ведь для этого практически ничего не требуется.
Подробнее

20.02.2013 Концерт-презентация нового альбома группы Турбодзен. Турбодзен – один из самых известных коллективов варганистов не только на территории нашей страны, но и в мире.
Подробнее

20.02.2013 20 февраля 2013 года. В этот день состоится презентация долгожданного альбома группы – «Богатырский Пляс». На его создание ушло целых четыре года.
Подробнее

11.02.2013 [url=http://music-sis.ru/]музыкальный календарь[/url]
Подробнее

02.02.2013 Лекарства тайские для похудение без диет предлагаем похудеть эти препараты по настоящему помогают избавится от лишнего жировых отложений. Ассортимент и цены в нашем интернет магазине. http://morganvisa.umi.ru/
Подробнее

Все события

Введение. Мое знакомство с гармониками

МОЕ ЗНАКОМСТВО С ГАРМОНИКАМИ

6 ноября 1981 г. я принимал участие в конференции «Целительство в современном мире», проходившей в Вашингтоне под эгидой Суфийского ордена целителей. Перед многотысячной аудиторией, наполнившей лек­ционный зал, выступали знаменитые целители, основатели и главы различных религиозных и научных организаций. Докладчики затрагивали разнообразнейшие аспекты главной темы: Элизабет Кублер-Росс говорила о смерти и умирании, Роберт О. Бикер — об электро­магнетизме и целительстве, Долорес Кригер — о терапевтическом воздействии прикосновения, Хироси Мотояма — о чакрах, Тельма Мосс — об эффекте

Кирлиан.

Так было положено начало мощному движению, приобретшему к середине 90-х годов необычайный размах. А в моей жизни это была первая конференция, посвя­щенная вопросу, уже тогда интересовавшему меня все­рьез. Незадолго до нее я посетил семинар по теме «Лечение звуком и мелодией», а поскольку воспитывали меня стойкие приверженцы традиционной аллопатической медицины (мои дед, отец и брат — доктора медицины), этот новый подход к проблеме духовного и физи­ческого здоровья показался мне крайне необычным и ув­лкательным.

По стопам своего отца я не пошел. Поначалу я избрал стезю рок-музыканта. Играя на гитаре в обычных коммер­ческих ансамблях, я и предположить не мог, что между му­зыкой и излечением недугов может существовать какая-то связь. Именно поэтому я с таким нетерпением ожидал на той конференции выступления Пир Вилаят Хана, духовного главы Западного суфийского ордена, который собирался прочитать доклад на тему «Исцеление светом и звуком».

Пир Вилаят Хан заговорил о том, какое влияние могут оказывать свет и звук на состояние человеческого организма и ауры. Меня чрезвычайно занимало, что такое чакры и как они связаны со звуком, так что я слу­шал Пир Вилаята с живейшим интересом, надеясь, что он затронет волнующую меня тему. Однако мои надеж­ды не оправдались. Не в силах усидеть на месте, я вско­чил и замахал рукой, пытаясь привлечь внимание док­ладчика. Пир Вилаят принял несколько вопросов от аудитории, но меня проигнорировал. После лекции я затесался в обступившую его толпу и вдруг очутился с се­довласым учителем лицом к лицу. Он взглянул на меня и кивнул.

— Пир Вилаят, — начал я, — существует ли связь
между звуками и чакрами?

Учитель на секунду задумался.

Да, — наконец ответил он. — Я думаю, связь суще­ствует. Но истинная исцеляющая сила, по моему мнению, скрыта в гармониках.
В гармониках! — воскликнул я. — Да! В гармони­ках! Благодарю вас!
И я с ликованием удалился, чувствуя, что наконец по­лучил ответ на самый важный вопрос.

ГАРМОНИЧЕСКИЙ ХОР

Проблема заключалась лишь в том, что я и понятия не имел, о чем говорил Пир Вилаят. Термин «гармоника» был знаком мне как музыканту в связи с техникой настройки гитары: натяжение струны ослабляется до тех пор, пока она не начнет издавать особый, приглушенный, еле слыш­ный тон, а затем в соответствии с этим тоном настраива­ется другая струна. На этом, однако, мои познания в обла­сти гармоник заканчивались.

Тем не менее эта встреча с духовным учителем, при­знанным авторитетом в области лечения звуком, взбудо­ражила меня. Покинув лекционный зал, я завернул в книжный киоск, поставленный специально для участни­ков конференции. Здесь можно было найти материалы по различным видам целительства — в книгах и на кас­сетах. Словно ведомый невидимой силой, я очутился у стола с аудиокассетами. Внезапно мне в глаза бросилась надпись: «Гармонический хор». «Да, вот это мне и нуж­но!» — подумал я, хотя прежде мне не приходилось слы­шать об этой кассете и я не имел ни малейшего пред­ставления о ее содержании. Однако магическое слово «гармоника» околдовало меня. «Купи ее!» — приказал мне таинственный внутренний голос.

С кассетой в руке я вернулся в холл отеля, где проводи­лась конференция. Поскольку в моем портфеле лежал плей­ер с наушниками, я мог немедленно приступить к прослу­шиванию таинственной пленки. Первое, что я услышал, был мощный голос, выпевающий единственную ноту. И вдруг эта нота начала шириться, наполняясь волшебным звоном, словно возникшим из пустоты. Не стану утверждать, будто мистический опыт посреди переполненного людьми вести­бюля — обычное для меня дело, однако от этой прекрас­ной, неземной гармонии я немедленно погрузился в транс. Очнулся я лишь от щелчка кнопки «стоп».

Мне не раз случалось, слушая музыку, испытывать бур­ные эмоциональные переживания, но никогда прежде музыка не заставляла меня полностью утратить связь с ре­альностью и унестись в иной, неведомый мир. В ту же секунду я дал себе клятву узнать о гармониках все, что возможно.

С тех пор я слушал ту кассету практически постоянно, и с каждым разом музыка, записанная на ней, очаровыва­ла меня все больше. Таких божественных звуков мне не приходилось слышать никогда. Чуть ли не каждого встреч­ного заставлял я послушать эту запись. Реакция других людей в основном совпадала с моей, хотя и была лишена оттенка обуявшей меня одержимости.

В небольшом примечании на коробке пояснялось, что голоса на кассете не подвергались никакой студийной об-работке. А столь необычайного звучания исполнители до-бились, изучив вокальную технику, используемую в древ-ней монгольской традиции священных песнопений. Осо-бенность этой техники заключается в том, что певец способен одновременно издавать две ноты и более. Назы­вается же она гармоническим пением.

Живя в Бостоне, я много месяцев подряд пытался са­мостоятельно повторить звуки, записанные на кассете. И наконец, путем проб и ошибок, научился пропевать са­мые элементарные гармоники. Затем, в 1983 году, я от­правился в Нью-Йорк на концерт «Гармонического хора», чтобы услышать их исполнение и поучаствовать в семина­ре, посвященном их необыкновенному искусству. Семинар помог мне усовершенствовать собственную вокальную тех­нику. После нескольких месяцев тренировки я достиг та­кого уровня мастерства, что смог уже обучать азам гармо-нического пения и других людей.

Причины, двигавшие мной, были весьма просты. Хотя идея о целительных свойствах музыки была для меня не нова и мне приходилось сталкиваться с интереснейшими и весьма эффективными системами звукотерапии — от музыки Стивена Халперна до «Тонинга» Элизабет Лорел Кейс, — ничто не оказывало на меня столь мощного и глубокого воздействия, как гармоническое пение. Эти вокальные упражнения наполняли меня одновременно по­коем и энергией. Я чувствовал, как звук резонирует у меня в голове и во всем теле. Ничего подобного прежде мне не случалось испытывать. И мне хотелось поделиться этим чудесным откровением с другими.

ПЕСНЬ ДУШИ

Вскоре удивительные возможности музыки раскрылись пе­редо мною еще более полно. Моим первым учителем во­кальной техники была Сара Бенсон, уроженка Новой Ан­глии8. Посвящая своих учеников в тайну использования звука для врачевания и самосовершенствования, особое внимание она уделяла человеческому голосу. К примеру, одно из ее упражнений, весьма эффективное, наделяло ученика умением при помощи голоса исследовать ауру другого человека, а затем направлять в нее звук. Начав осваивать эту технику, я столкнулся с поистине изумитель­ными результатами: она позволяла в кратчайшие сроки облегчать нервные, умственные и физические заболева­ния и даже устранять их.

По-настоящему испытать преображающую силу звука мне довелось за несколько месяцев до вашингтонской конференции на одном из занятий Сары Бенсон. Упраж­нение, которое мы выполняли, называлось «Песнь души», и заключало ь оно наследующем: члены группы окружа­ли кольцом одного из участников и начинали выпевать его имя. На протяжении всего упражнения мое сознание оставалось ясным, и я отчетливо помню, как перенесся из круга в центр пурпурной хрустальной пирамиды, по­коящейся на потоке зеленого света. Когда группа пере­стала петь, я вернулся в собственное тело. Это было незабываемое переживание, одно из самых удивительных в моей жизни.

НоваяАнглия — район на севере Атлантического по­бережья США.


Почувствовав себя вправе передавать свое мастерство другим, я начал вести мастер-классы по вокальной техни­ке. В ходе этих занятий я понял, что, выполняя вышеопи­санное упражнение Сары Бенсон — исследуя голосом ауру другого человека и направляя в нее звук, — незаметно для себя обретаешь способность пропевать гармоники. Слу­шая пение ученика, я мог даже с закрытыми глазами оп­ределить, когда издаваемый им звук достигнет намечен­ной цели. Ни один из членов группы не был посвящен в искусство гармонического пения, однако в тот момент, когда они начинали использовать голос для исцеления, гармоники рождались в их горле сами собой.
Интуиция подсказывала мне, что эта древняя вокаль­ная техника таит в себе настоящие чудеса, однако никакой возможности получить необходимую информацию я не видел. Пару раз мне попались крохотные отрывки, посвя­щенные этой теме, но о том, что так занимало меня — о связи между вокальными гармониками и врачеванием бо­лезней, — там не было ни слова.

Эти события моей личной биографии совпали с новым рас­цветом гармонического пения на Западе в начале 80-х годов.

«ЛЯМБДОМА» И «КИМАТИК»

В надежде отыскать ответы на свои вопросы я обратился к научной литературе, посвященной природе звук,а, где гар­моники рассматривались как физическое явление, порож­даемое вибрацией. А затем я встретил Барбару Хироу. Барбара уже долгое время работала над проблемой лече­ния звуком. Ее система звукотерапии основывалась на «лямбдоме» — пифагорейской таблице частот. Барбара воспроизводила эти частоты при помощи синтезатора. Я понял, что пифагорейская формула базируется на прин­ципе гармонического ряда и вполне приложима к челове­ческому голосу.

В 1983 году через Барбару я познакомился с доктором Питером Гаем Мэннерсом, английским остеопатом. Доктор изобрел прибор — так называемый киматик, — позво­ляющий напрямую воздействовать звуком на человечес­кое тело. В основе его методики лежал следующий прин­цип: гармонически связанные между собой звуки резони­руют с пораженными недугом частями тела, восстанавливая частоту вибраций, присущую им изначально. Я спросил доктора, можно ли использовать подобным образом чело­веческий голос, и получил утвердительный ответ. Это окон­чательно убедило меня в правильности моих смутных до га­док: гармоники действительно могут служить инструмен­том исцеления. Я начал прилежно изучать науку о волнах и принципы резонансной терапии

ТИБЕТСКИЕ МОНАХИ И «ОДНОТОНАЛЬНЫЙ АККОРД»

Следующим моим шагом стало знакомство со священной музыкой Тибета. Однажды мне довелось услышать песно­пения монахов из монастыря Гьюто. Издаваемый ими звук был таким глубоким и низким, что походил скорее на рев дикого животного. А к этому невероятному, нечеловечес­кому звуку примешивались еще и другие, высокие тона, словно пели фальцетом мальчики из школьного хора. Все вместе производило совершенно неземной эффект.

Мне, разумеется, немедленно захотелось воспроизвес­ти услышанное,однако это казалось лишь несбыточной мечтой. Из того скудного материала по интересующей меня теме, который мне удалось добыть, я узнал: монахам тре­буется от десяти до пятидесяти лет, чтобы научиться петь «однотональный аккорд». И тем не менее я проникся твер­дым намерением самостоятельно овладеть этим искусст­вом. В 1984 году у меня появился новый учитель вокаль­ной техники. Он специализировался на индийской музы­ке, но помимо этого умел воспроизводить певческие приемы чуть ли не всех музыкальных традиций мира, а также в совершенстве владел техникой хоомей, применяемой мон­гольскими шаманами. Имитировать «однотональный аккорд» монахов Гьюто он тоже умел, хотя не мог тянуть его дольше пятнадцати секунд: мешала боль в горле. Просьба научить меня этой технике повергла его в недоумение. Он не мог понять, зачем кому-то учиться производить звуки, обременяющие голосовые связки такой непереносимой на­грузкой.

В то время я не знал, что он воспроизводит «однотональный аккорд» неверно. Мне казалось, что звук, изда­ваемый учителем, идентичен пению монахов из Гьюто. И лишь позже я понял, в чем заключалась ошибка: мой учитель производил «однотональный аккорд» не той частью голосового аппарата, какой следовало, и связкам дей­ствительно наносился значительный ущерб. Но тогда, не зная, в чем дело, я убедил его продемонстрировать мне свои приемы, а когда попытался их повторить, то сорвал голос. Горло у меня болело почти месяц, и от дальнейших попыток научиться воспроизводить «однотональный аккорд» пришлось отказаться.

Год спустя монахи из Гьюто отправились в турне по Со­единенным Штатам. На карте их маршрута значился и Бостон. Мне выпала неоценимая привилегия провести некоторое время в их обществе и посетить все их выступ­ления и мастер-классы по вокальной технике. Во мне возродилась надежда наконец узнать, как они производят свой «однотональный аккорд». Монахи, однако, упорно не же­лали передавать свои знания слишком могущественным и священным орудием была для них эта музыка, чтобы рас­рывать ее секреты непосвященному.

Спустя некоторое время в Бостон прибыла группа мо­нахов из Гьюдмед. (Гьюто и Гьюдмед — тибетские тантрические школы, основанные и изначально располагавшиеся в одноименных районах Лхасы, столицы Тибета.) Мне посчастливилось стать одним из организаторов уникального события — студийной записи священных песнопений монахов из Гьюдмед.

Тем вечером, после сеанса звукозаписи, я вернулся домой с кассетой и, прослушивая пленку, заснул прямо в комнате для медитации. А следующим утром, просыпаясь, я вдруг услышал, как из моего горла вырывается прежде неведо­мый ему звук. Это и был «однотональный аккорд» тибетских монахов. Потрясенный до глубины души, я отправился в студию и продемонстрировал свое достижение Дэвиду Ко-летту, вместе с которым мы делали вчерашнюю запись. Дэвидусмехнулся, затем открыл рот — и тот же самый звук слетел с его губ! Каким-то непостижимым образом мы оба вдруг овладели этим изумительным даром!

Спустя некоторое время монахи из Гьюдмед вернулись в Бостон, чтобы выступить на организованном нами кон­церте. Когда они вошли в студию, мы с Дэвидом улыбну­лись им и пропели «однотональный аккорд». Ринпоче, рассмеявшись, что-то сказал переводчику. Тот повернулся к нам: «Ринпоче говорит, что на Западе вам нет равных!»

Все вышеописанное — один из удивительных примеров феномена, который я называю «гармонической переда­чей»: учитель передает священное искусство тому, кто жаждет его обрести, просто находясь с ним рядом. Мне приходилось слышать истории о том, как гуру подобным образом наделяли знанием своих учеников, однако я и не думал, что таким же путем может передаваться и вокаль­не мастерство.

Этот чудесный опыт сделал для меня мир звуков во сто крат притягательнее. Время от времени я использовал «однотоналыый аккорд» на сеансах группового пения, и всякий раз находилось немало желающих перенять мое умение. Но я ничем не мог им помочь. Позже мне дове­лось узнать, что в тибетских монастырях для обучения вокальному мастерству юношей просто помещают в среду старших, более опытных собратьев.

ОТ ЗВУКА-К СВЕТУ

Следующий год ознаменовался для меня опытом, полностью преобразившим мои представления о возможнос­тях гармоник. Случилось это во время Гармонической кон-

вергенции, проходившей 17 августа 1987 года9. Это был особенный момент: огромные массы людей, убежденные, что Земля стоит на пороге новой эры, стремились — пу­тем медитации и песнопений — открыться потокам лью­щейся из космоса преображающей энергии. Я отправил­ся в Мексику. Первой целью моего паломничества был знаменитый кипарис в Туле, под который, по древнему преданию майя, однажды должен возвратиться Кецаль-коатль, Пернатый Змей, чтобы установить на планете эру нового сознания. Затем я поехал в Паленке, древний город майя, где высятся сооружения, напоминающие о Древнем Египте.

Как-то раз поздно вечером местный гид пригласил меня и еще пятерых туристов в путешествие по Паленке, обе­щая показать его нам с совершенно новой стороны. Он привел нас в храм, обычно закрытый для публики, и, сле­дуя за светом его фонаря, мы спустились по лестнице под землю. Вдруг, указав на дверной проем, он обратился ко мне со словами: «Пой здесь». Проводник знал о моем интересе к песнопениям, однако я и предположить не мог, для чего ему понадобилось заставлять меня петь.

Тем временем проводник погасил фонарь, и мы погрузились в кромешный мрак. Никогда прежде мне не прихо­дилось бывать в такой непроглядной темноте, не оживля­емой даже слабым лучиком.

«Пой!» — настойчиво повторил гид.

«Хорошо!» — отозвался я, пожав плечами, что было совершенно бессмысленно в этой чернильной тьме.

И я начал выпевать гармоники, направляя звук туда, куда указал проводник, прежде чем погасить фонарь. И вдруг помещение озарилось слабым светом. Вскоре я уже мог различить очертания комнаты и фигуры людей. То же происхо­дило и с остальными. Когда я закончил петь, мои спутники разразились изумленными восклицаниями. Гид же снова включил фонарь, и мы продолжили путешествие.

Лишь по возвращении в Соединенные Штаты до меня полностью дошел смысл этого происшествия. Значит, ка­ким-то непостижимым образом при помощи звука человек может производить свет! Это открытие, однако, не имеет ничего общего с научной гипотезой о превращении звука в свет, согласно которой звуковая волна, получив определен­ное ускорение, становится световой. Здесь речь идет совеем о другом — об использовании звука, и в особенности во­кальных гармоник, для создания светового поля
В этот день на Земле одновременно завершилось несколь­ко космических, галактических и земных циклов. Согласно представлениям многих школ ньюэйдж, такое схождение («конвергенция») циклов дало всей нашей планете энергетический толчок, переведший ее на новый уровень сознания

О КНИГЕ «ЦЕЛИТЕЛЬНЫЕ ЗВУКИ»

Книга «Целительные звуки» посвящена гармоникам — мощнейшему инструменту самосовершенствования и вра­чевания недугов. Мы подойдем к предмету нашего изуче­ния с научной стороны, затронув физику и математику, а затем увидим, как все вещи в нашем мире гармонически связаны между собой. Мы рассмотрим звук в качестве первичной и главнейшей созидательной силы во Вселен­ной, вспомним об использовании гармоник в шаманских ритуалах и магических традициях, начиная с монгольского священного пения хоомей и заканчивая каббалой и ее Древом жизни. Ближе познакомившись с искусством ти­бетских мастеров священного пения, мы перейдем к прак­тике, освоим азы звуковой йоги и научимся самостоятель­но использовать гармоники для медитации и самосовершен­ствования. И постепенно мы сможем приблизиться к полному осознанию великой силы, заложенной в звуке.

На страницах этой книги вы найдете упражнения и прак­тические советы, призванные помочь вам овладеть искус­ством гармонического пения. И даже если вам не удастся достичь желаемого результата, часы, проведенные за чте­нием, не следует считать временем, потраченным впустую.

Человек не способен в полной мере оценить тот вели­чайший потенциал, что заложен в звуке, не испытав на себе чудотворной силы вокальной гармоники. Помочь ему в этом и призвана моя книга.

Несколько лет назад в Германии мне выпала честь вы­ступать с докладом, посвященным гармоникам, перед боль­шой — около полутораста человек — группой врачей и ученых. Все они состояли в международном обществе «Музыка в медицине». На протяжении первого часа лек­ции я говорил о гармониках как природном явлении и об их использовании в различных эзотерических традициях. Второй час я посвятил подробному рассказу о вокальных приемах, позволяющих производить гармоники самостоя­тельно. «Я поделился с вами всеми известными мне све­дениями о том, что представляется мне наиболее мощным и действенным орудием в области лечения звуком, — ска­зал я в заключение. — Не обладая присущим вам опытом и доступным вам оборудованием, я не в силах подвести истинно научную основу под свои изыскания. Однако вам не придется ехать в Монголию и вывозить оттуда шамана, поскольку вы сами теперь посвящены в основы его вокаль­ного искусства. Может быть, вы захотите продолжить ра-боту в этой области, и результаты ваших исследований потрясут мир. Благодарю за внимание».

Предвидя, что моя лекция вызовет у слушателей вопро-сы, я специально отвел время на общение с аудиторией. Первым руку поднял врач, которого мне уже приходилось встречать на других лекциях. Он был дотошным слушате­лем и постоянно выискивал в докладах ошибки и неточно­сти. Ни единое выступление не избегало его придирок и критики. Набрав в грудь побольше воздуха, я предоставил ему слово, уверенный, что сейчас услышу нечто вроде «Да как вы посмели потратить наше драгоценное время на такую чепуху!».

Но я ошибся. «Мистер Голдмен, — начал доктор, — вы поделились с нами могущественным и священным знани­ем. Что вы сейчас чувствуете?»Я улыбнулся: «Я счастлив разделить с вами плоды своей работы. Настало время, когда религиозные и научные со­общества должны объединить усилия в общем стремлении познать исцеляющую и преображающую силу, заложенную в звуке».

Именно для того, чтобы каждый из вас смог приобщить­ся к этому удивительному дару, ниспосланному человечеству, я и изложил в книге накопленные мною знания.

Знакомство с волшебным миром звука повлекло за со­бою величайшие изменения в моей собственной судьбе, наполнило мою жизнь счастьем, а тело — здоровьем. Благодаря звуку я сделал удивительные открытия в сфе­рах медитации, врачевания и во многих других важнейших областях. Звук стал моим учителем и проводником. Мне хочется верить, что и вы станете его преданными последо­велями.

ГАРМОНИКИ В ГЕРМЕТИЗМЕ

ГЕРМЕТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Мифыразныхнародовповествуютосотворениимира при помощи звука. Так, в соответствии с верованиями егип­тян бог Тот создал Вселенную голосом. В Древней Греции этот хранитель сокровенного знания был известен под име­нем Гермеса Трисмегиста, «Гермеса Триждывеличайшего», помощника богов. Считалось, что он выполняет роль по­средника между землей и небом, передавая человечеству божественные откровения, и ему приписывалось авторство священных рукописей, на которых основывали свое учение древние мистические школы.

Моя книга целиком посвящена эзотерической музыке. На первый взгляд может показаться, что связь между оккуль­тным знанием и проблемой звука весьма относительна. Но в мистических школах Древнего Египта, Рима, Греции, Индии и Тибета наука о звуке была тщательно разработана и занимала важнейшее место в обучении. В основе ее ле­жал постулат о вибрации как первоистоке Вселенной.


В древних мистических школах жрецы и маги были за­частую еще и музыкантами. А многие великие ученые древности — такие, как Пифагор, — сочетали научное знание с эзотерическим. Источником их великой мудрости было особое понимание законов Вселенной, которое в наши дни только начинают ценить по достоинству и применять в тех областях, где возможно сочетание науч­ного и духовного подходов, — таких, как квантовая физика.

Мистических и религиозных учений в мире великое мно­жество. Однако скромный ряд постулатов, подаренный че-лоречеству Гермесом Трисмегистом, свел их все воедичо. Я говорю о семи принципах, лежащих в основе гермети­ческой философии. Все они изложены и прокомментиро­ваны в «Кибалионе» — древнейшем собрании аксиом герметизма.

1. Принцип ментализма.«Все есть Мысль». «Вселенная представляет собой мысленный образ».

2. Принцип соответствия (аналогии).«Как вверху, так и внизу; как внизу, так и вверху».

3.Принцип вибрации.«Ничто не покоится — все движется, все вибрирует».

4.Принцип полярности.«Все двойстьенно, все имеет полюса».

5.Принцип ритма.«Все течет, втекает и вытекает, все имеет свои прили­вы, все поднимается и падает — маятникообразное ко­лебание проявляется во всем».

6.Принцип причины и следствия.«Каждый принцип имеет свое следствие, каждое след­ствие имеет свою причину. Все совершается в соответ­ствии с законом».

7.Принцип пола. «Все имеет свой мужской и женский принцип».

Полагаю, читатель уже заметил, что два из этих прин­ципов — принцип вибрации и принцип ритма — связаны со звуком. А скоро станет ясно, что к учению о звуке при­ложим и еще одни из них — принцип соответствия.

Чтобы проникнуть в смысл этих принципов, необходи­мо в первую очередь узнать побольше о самом звуке. В сле­дующей главе мы более пристально изучим некоторые научные аспекты избранной нами проблемы, уделяя осо­бое внимание гармоникам. Для начала же давайте рассмот­рим основные принципы воздействия звука на физическое и душевное самочувствие человека.

РЕЗОНАНС

Как было доподлинно известно людям древности, все во Вселенной пребывает в состоянии вибрации. Вибрирует кресло, в*котором вы, может быть, сейчас сидите, вибри­руют страницы этой книги. Ту же вибрацию мы подразу­меваем, говоря о звуке. «Резонансной частотой» называ­ется частота колебаний, присущая от природы данному объекту. Такой частотой обладает каждый из окружающих нас предметов, независимо от того, ощутимы ли для нас его колебания. Вибрирует все — от планетарных орбит в Солнечной системе до электронов в атомах.

Важно также понимать, что & соответствии с этой кон­цепцией собственной частотой колебаний обладает каж­дый орган, каждая кость и каждая частица человеческого тела. Все вместе они образуют частоту колебаний, прису­щую данному организму в целом. Принцип резонанса зак­лючается в следующем: вибрация одного тела передается другому, приводя его в движение. Рассмотрим это явление на простейшем примере:от голоса певца разбивается стакан. Происходит это в силу того, что в определенный мо­мент частота колебаний голоса совпадает с частотой механических колебаний стакана, приводя его стенки в состояние вибрации. В конце концов стеклянные стенки не выдерживают слишком сильного напора звуковой энергии.

Должно быть, вам известно еще немало примеров про­явления резонанса. Вероятно, вам приходилось видеть фильм о мосте, развалившемся от сильного ветра: снача­ла он зашатался, затем начал вибрировать, а в конце кон­цов разлетелся на куски и рухнул в воду. Этот феномен хорошо известен архитекторам. Теперь они стараются раз­рабатывать конструкции, менее подверженные резонансу.

Через понятие резонанса легко объясняется ветхозавет­ная история о том, как Иисусу Навину удалось обрушить стены Иерихона. Иисус и его сподвижники принялись мар­шировать вокруг иерихонских стен, стуча в барабаны и трубя в трубы. Так прошли они семь раз, а затем остано­вились. И вдруг «воскликнул народ громким голосом» — и каменные стены с грохотом рухнули наземь. Возможно ли, что Иисусу была известна разрушительная сила резо­нанса?

Да, звук может разрушать. Однако он же может слу­жить орудием исцеления и совершенствования. Если звук способен привести предмет в состояние вибрации через резонанс, значит, он способен и восстановить нарушен­ную частоту колебаний в тех объектах, которые по разным причинам утратили гармонию, оказались «расстроенны­ми», подобно музыкальным инструментам. Когда частота колебаний отдельного органа диссонирует с общим аккор­дом, мы называем это «болезнью».

Давайте представим человеческий организм в качестве волшебного оркестра, исполняющего прекрасную симфо­нию. Когда человек здоров, оркестр играет гармонично и слаженно. Но вот один из музыкантов — вторая скрипка, скажем, — уронив с пюпитра ноты, вдруг вступает не в той тональности и в неправильном ритме. Это значит, что в организме поселился недуг. Поначалу фальшивые звуки нерадивого скрипача приводят в смятение все струнное от­деление, а в конце концов и весь оркестр сбивается, теряя гармонию и ритм.

В традиционной аллопатической медицине существует несколько подходов к вышеописанной проблеме. Первый путь — травить несчастного скрипача лекарствами, в иных случаях даже до смерти, в надежде, что он перестанет иг­рать. Второй, чаще применяемый,— удалить пораженный болезнью орган хирургическим путем. Но что если попросту подать музыканту ноты и восстановить тем самым нор­мальное звучание оркестра? То есть восстановить в больном органе природную частоту колебаний, временно им утраченную?

В здоровом организме совокупная частота колебаний всех его частей представляет собой гармоничный аккорд. Если в теле поселяется недуг, то вибрация определенного органа начинает выбиваться из общей гармонии. Следо­вательно, направив звук, происходящий из какого-либо внешнего источника, на пораженную область, можно пе­ренастроить ее звучание на верный лад, оказав тем самым целительное воздействие на всю систему. Таким образом, резонанс — действенное средство восстановления природной вибрации организма.

«ЗАХВАТ»

С помощью звука можно также воздействовать на различ­ные ритмы человеческого тела. Этот вид лечения получил название «захват». Основан он на следующем принципе: мощные ритмические колебания, исходящие от одного объекта, вступают во взаимодействие с более слабыми ко-лебаниями другого объекта, изменяя их ритм и подстраи­вая их под себя. Звук способен влиять на ритм мозговых волн, на сердечный и дыхательный ритмы.

Специалисты разделили мозговые волны на четыре ка­тегории, каждая из которых соответствует определенному уровню сознания. Единицей измерения мозговых волн -как и в случае со звуковыми волнами— является герц (Гц). Категории эти таковы:

1. Бета-волны: от 14 до 20 Гц. Соответствуют обыч­ному состоянию бодрствования.

Альфа-волны: от 8 до 13 Гц. Возникают во время дневного сна или медитации.
Тета-волны: от 4 до 7 Гц. Соответствуют состоянию глубокого сна и медитации, а также шаманского транса.
Дельта-волны: от 0,5 до 3 Гц. Признак глубочайшего сна, полного погружения в медитацию или транс, конечной целью которого является исцеление.
Использование музыки в священных церемониях и шаман­ских ритуалах восходит к глубокой древности. И лишь недавно было доказано, что при помощи звука можно воздейство­вать на мозговые волны. Овладевая умением изменять тип мозговых волн, человек получает возможность свободно переходить в различные состояния измененного сознания.

Вышеописанные принципы резонанса и «захвата» ле­жат в основе науки об исцелении звуком. Они являются непременным атрибутом любой традиции, культуры или системы верований, включающей в себя концепцию зву-котерапии. Возможно, те, кто на протяжении многих ве­ков использовал звук в религиозных или магических обря­дах, и не осознавали, что следуют этим принципам. Одна­ко подробное изучение самых разнообразных техник — от индийских мантр до шаманского пения и барабанного боя — продемонстрировало наличие во всех этих тради­циях Несомненной общности, основанной на применении принципов резонанса и «захвата».

ПРИНЦИП СООТВЕТСТВИЯ

В 1988 году в одной из газет мне бросился в глаза заголо­вок: «ОТКРЫТЫ ЧУДОТВОРНЫЕ СВОЙСТВА ЗВУ­КА». Подзаголовок гласил: «Ультразвуковое излучение способно разрушать или перестраивать структуру моле­кул, а также поднимать предметы в воздух».

Найден источник энергии, способной изменять строе­ние молекул и поднимать в воздух предметы? Напоминает статейку из уфологического дайджеста. Однако передо мною лежала «Нью-Йорк Таймс» за февраль 1988 года, раскрытая на разделе новостей науки. Речь в статье шла об ультразвуке, частота колебаний которого намного пре­вышает частоту обычного звука, доступного человеческо­му слуху. Однако не менее удивительными возможностями обладают и звуки, не выходящие за пределы диапазона, различаемого человеком.

Все во Вселенной находится в состоянии вибрации, все непрестанно движется: герметические принципы вибрации и ритма верны. Но как же обстоит дело с принципом со­ответствия? Этот принцип также приложим к звуку, осо­бенно к гармоникам. К примеру, когда музыкант дергает струну, мы слышим лишь один тон, так называемый ос­новной. Однако его сопровождают и другие тоны — «обер­тоны», или «гармоники». Основной тон и обертоны свя­заны друг с другом определенной математической зависи­мостью. Частота первой гармоники в два раза больше частоты основного тона, частота второй — в три раза, третьей — в четыре раза и так далее.

Клавиатура фортепиано вмещает восемь октав. Следо­вательно, нота до, к примеру, встречается на ней восемь раз. До нижней октавы звучит очень низко, тогда как вер­хнее до — очень высоко. Эти два до представляют собой разные ноты, но в то же время они связаны между собой. Ударяя по клавише нижнего до, вы приводите в состояние вибрации и струны остальных до, так как все эти ноты находятся между собой в тех же отношениях, что и гармо­ники — с основным тоном (то есть кратны друг другу).

Вышеописанный принцип позволяет воздействовать при помощи звука (путем резонанса и «захвата») на объекты, частота вибраций которых выше или ниже частоты исполь­зуемого звука. Развивая эту мысль, можно предположить, что существует прямая и обратная взаимосвязь между виб­рациями Земли и космоса: «Как внизу, так и вверху, как вверху, так и внизу». Если, скажем, взять период полного обращения планеты, перевести его в секунды и разделить на это число единицу, чтобы получилась обратная пропор­ция, то конечное число будет значительно меньше той ча­стоты, которую способно воспринять человеческое ухо. Од­нако, увеличив это число во много раз, мы получим часто­ту в пределах доступного человеку диапазона. К примеру, период полного обращения Земли равен 23 ч 56 мнн. 4 с, то есть 86164 с. Разделив на это число единицу, мы полу­чаем частоту, равную 0,000 001 160 576 Гц. Если это чис­ло поднять на 24 октавы (то есть увеличить в 24 раза), в результате получится частота, равная 194,75 Гц, — час­тота ноты «соль», входящей в диапазон, воспринимаемый человеческим ухом

Сведя частоту колебаний нашей планеты к слышимому тону, мы получаем возможность воздействовать на нее при помощи резонанса и «захвата», невзирая на то что реаль­ная частота резонансных колебаний может оказаться ты­сячекратно выше или ниже частоты этого тона. Этот же прием применим и к человеческому телу: частота, на кото­рую оно настроено, недоступна человеческому восприятию, однако человек может оказывать на нее влияние при по­мощи звуков, различимых на слух. Итак, герметический принцип соответствия позволяет через гармонически свя­занные звуки управлять как атомами, так и звездами.

ЗВУК И ВРАЧЕВАНИЕ

Идея использовать звук в качестве средства исцеления далеко не нова. Вполне возможно, что она зародилась в то мгновение, когда человеческое горло впервые издало звук. Принято считать, что наши древнейшие предки использо­вали звук в священных ритуалах, призванных обеспечить плодородие, облегчить родовые муки, увеличить урожай и так далее. С помощью звука люди древности вызывали богов и души предков, чтобы те помогли им изгнать недуг из тела больного.

Человеческие познания в области звука все ширились, и в конце концов учителям древних мистических школ удалось постичь истинную силу, скрытую в звуке, — ис­целяющую и чудотворную. Хотя точных сведений об этих школах сохранилось совсем немного, представляется впол­не вероятным, что главным орудием древних целителей был именно голос.

Человеческий голос — самый мощный из всех доступных человечеству инструментов, особенно в,области зву-котерапию Разумеется, электронные приборы способны производить звуки более громкие, обладающие большей амплитудой колебаний и высшим уровнем децибел, — звуки, находящиеся далеко за пределами диапазона, дос­тупного слуху Но это не значит, что эффективность воз­действия растет с ростом громкости или с увеличением ча­стоты. «Больше» не всегда означает «лучше». И «гром­кий» вовсе не обязательно означает «исцеляющий».

ЗВУК- ПЕРЕДАТЧИК МЫСЛИ

Начав работать в области звукотерапии, я быстро осознал, что ключевое понятие здесь — «частота». Грубо интерпре­тируя герметический принцип, можно утверждать, что Все­ленная являет собой не что иное, как бесконечный набор различных вибраций и ритмов. Продолжая свои изыскания, я открыл для себя еще одно интересное явление: случается, что разные целители, врачуя одну и ту же болезнь, исполь­зуют разные частоты, разные звуки. «Как такое возмож­но?» ^-недоумевал я. Очевидно, одной частотой колеба­ний дело не ограничивается. Значит, я пропустил какой-то аспект, столь же важный, как и пресловутая частота.

Помог мне мой друг и коллега, доктор философии Сти­вен Халперн. Он указал мне, что именно я обошел своим вниманием. «По отношению к сознанию звук выполняет роль несущей частоты10», — сказал*Стивеи. Это значит, что звук, произведенный человеком в определенном состо-

Несущая частота —электромагнитные колебания, вы­полняющие роль переносчика информации (в радиотехнике).


янии сознания, содержит в себе информацию об этом, и тот, на кого направлен звук, сможет получить эту информацию. К примеру, если вы сердитесь, то в звуке, который вы издаете — будь он даже приятным на слух, — будет заключаться ваш гнев, и тот, к кому звук обращен, воспримет этот бес­сознательный сигнал и также неосознанно, на каком-то глубинном уровне, почувствует ваш гнев.

Лично я представляю себе это как некую цель или на­мерение, стоящее за звуком. Это «намерение» — не что иное, как сознание порожденного нами звука. То есть звук, в моем понимании, обладает собственным сознанием, не­сущим в себе информацию об общем состоянии субъекта, издающего звук, включая физический, ментальный, эмо циональный и духовный аспекты. Прежде всего намере­ние определяется нашими осознанными устремлениями. Каково осознанное предназначение данного звука — ис­целять или причинять боль?

На более глубоком уровне намерение связано с целью нашего высшего Я, или «Божественной Волей», — тем аспектом человеческого сознания, который способен сли­ваться воедино со священной энергией звука. В таком случае речь идет уже о «Воле Твоей», а не о «моем жела­нии». На данном уровне наше главное стремление — стать передатчиком божественного звука, а остальными аспек­тами собственного «я» мы способны и пренебречь. Для многих людей работа со звуком как средством исцеления и преображения начинается именно со знакомства с поня­тием намерения, поскольку большинству из нас никогда не приходилось придавать звуку определенное направле­ние, вкладывать в него сознательным усилием особую цель.

Лишь только я начал использовать этот принцип в своей работе, как передо мной открылись ответы сразу на множе­ство вопросов. Понятие намерения соотносится с первым из герметических принципов — «Все есть Мысль»: намерение порождается мыслью субъекта, производящего звук. Как мы уже знаем, все в этом мире есть вибрация и ритм. Но каково же намерение, стоящее за самой энергией? Доктор медицины Джон Даймонд многие годы проводил изыскания в области поведенческой кинезиологии — уче­ния о мышечных движениях. Эта наука позволяет опреде­лять тип воздействия различных внешних стимулов иа мышцы. К примеру, некто держит в согнутой руке сигаре­ту. Его руку будет куда легче разогнуть, чем в том случае, если бы в руке его сигареты не было. Сигареты, в числе множества прочих вещей, отнимают у человека жизнен­ную силу. Доктор Даймонд на протяжении долгого време­ни старался продемонстрировать человечеству, что осла­бить или наполнить мышцы силой способны не только определенные вещества, но и музыка. И то, будет ли ее воздействие позитивным и укрепляющим или негативным и ослабляющим, почти полностью зависит от того, какое намерение вложит в музыку ее создатель.

Я смог на собственном опыте убедиться в правильности этой теории. Однажды мне дали послушать одно классическое произведение в исполнении оркестра под управле­нием знаменитого дирижера. Пока играла музыка, иссле­дователи оценивали силу моих мышц. Кроме того, меня попросили сообщать о состоянии моего дыхательного и сердечного ритма. И тот, и другой были замедлены. Я дышал размеренно и глубоко.

Затем мне дали послушать тот же музыкальный отрывок в исполнении того же оркестра, но под управлением другого дирижера. Меня снова попросили описать свое состояние, и, к своему немалому удивлению, я ощутил, что дышу неглубоко и учащенно и биение пульса тоже ускори­лось. Мышцы мои оказались расслабленными. Но откуда столь явная разница? Ведь и музыка, и исполнители были прежними! Что же так сильно повлияло на мое физичес­кое состояние? Очевидным образом — дирижер.

Первый дирижёр пользовался уважением и любовью в среде музыкантов. Исполняемую музыку он словно про­пускал через собственное сердце. И эта музыка наполни­ла меня силой. Второй же дирижер был субъектом рез­ким, властным; своим подчиненным он внушал страх, требуя от них безукоризненной игры. Берясь за дирижерскую палочку, он думал лишь о самом себе, о собственной репу­тации и славе. И от его музыки меня охватила слабость. Таким образом, мне был представлен ярчайший пример того, как намерение, заложенное в музыку, способно вли­ять на производимый ею эффект. В обоих случаях я слы­шал одни и те же звуки, однако на мое физическое состо­яние они воздействовали совершенно по-разному.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ГОЛОС

Главная тема этой книги — феномен человеческого голо­са. И тому есть две причины. Во-первых, голос — самый доступный инструмент. Чтобы испытать на себе магичес­кую силу гармоник, вовсе не нужно приобретать сложное оборудование или музыкальные инструменты. Во-вторых, голос — самый простой и надежный передатчик намере­ния. Вложить намерение в звук, порожденный инструмен­том или электронным прибором, куда сложнее, особенно в том случае, если прибор изначально создан для выпол­нения терапевтических функций, и вам остается лишь включить его и выйти из комнаты.

Осознав, что категория намерения — необходимый эле­мент звукотерапии, я создал следующую формулу:

ЧАСТОТА КОЛЕБАНИЙ + НАМЕРЕНИЕ - ИСЦЕЛЕНИЕ

Это означает, что в звукотерапии намерение, вкладыва­емое в звук, столь же важно, сколь и частота этого звука. Поскольку измерять степень и направленность намерения ученые пока не умеют, большинству представителей меди­цинского сообщества понять и принять данную категорию весьма нелегко. Однако я убежден как в правильности моей формулы, так и в том, что работа с одной лишь частотой, без учета намерения, не принесет должных результатов.

В этом — еще одна из причин моего стойкого интереса к человеческому голосу. Освоив технику гармонического пения, человек обретает возможность издавать звуки практически любой частоты — по крайней мере, в рамках доступ­ного слуху диапазона. Согласно герметическому принципу соответствия, эти звуки потенциально способны вступить во взаимодействие с любым объектом, пребывающим в со­стоянии вибрации. Следовательно, резонанс и «захват» становятся в ряд доступных человеку орудий.

Попробуйте провести небольшой опыт. Возьмите ко­ротенькую фразу, к примеру: «Как же я люблю тебя!» — и произнесите ее, мысленно обращаясь к матери, ребен­ку, брату или близкому другу, с которым вы давно не ви­делись. Закройте глаза, вызовите в воображении образ этого человека и обратитесь к нему с этой фразой. А те­перь представьте, что перед вами — объект сексуально­го влечения: муж, жена, друг или подруга. Представьте, почувствуйте, как вас тянет к нему, а затем скажите: «Как же я люблю тебя?» И вы поймете, что произносили эту фразу с совершенно иными ощущениями, нежели в пер­вый раз.

Теперь же представьте, что смотрите на своего заклято­го врага, человека, которого не то что не любите, а попро­сту не выносите. Закрыв глаза, ощутите всю дисгармонию данной ситуации, а потом скажите вашему воображаемо­му собеседнику: «Я люблю тебя». Возможно, интонация останется прежней, однако фраза эта будет наполнена совершенно иной энергией. Как вы думаете, смогут ли окружающие распознать различия между намерениями и смысловыми зарядами, вложенными в эти три репли­ки, даже если они были произнесены одинаковым тоном (т. е. с использованием одинаковых частот)? Одни и те же слова, наделенные различными намерениями, будут воздействовать на слушателей абсолютно по-разному.

Голос можно использовать как в положительных целях, так и для нанесения ущерба. Человеческий голос — пожалуй, самый мощный и действенный из всех инструментов, так как помимо широчайшего диапазона облада­ет еще и способностью нести в себе разнообразные на­мерения. На вышеописанных категориях частоты и намерения базируется и следующая формула:

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ + ВОКАЛИЗАЦИЯ - ВОПЛОЩЕНИЕ

Эта формула родилась в результате подробного анализа этиологических мифов разных народов. Во многих из них Бог творит мир — то есть воплощает его из мысли в ре­альность — при помощи звука. Сначала Бог создает зри­тельный образ объекта, который хочет воплотить в реаль­ность. Таким образом рождается намерение. А затем на­ступает стадия вокализации, на которой Бог наделяет объект определенной частотой вибрации и тем самым до­водит акт творения до конца.

Возьмем в качестве примера 3-й стих 1-й главы Книги Бытие: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет». Созда­тель дает свету имя, произносит его, и вместе с этим зву­ком рождается и сам свет. Так же и древние египтяне ве­рили, что бог Тот создает предмет, произнося его назва­ние. Можно привести еще и другие примеры:

«В начале было Слово» (Евангелие от Иоанна, 1:1) «В начале был Брахман, и с ним — Слово» (Веды)

Легенды индейцев хопи повествуют о Паучихе, которая исполняла «песнь творения» над неодушевленными фор­мами, наполнявшими землю, и тем самым пробуждала их к жизни. А «Пополь-Вух», священная книга индейцев майя, гласит, что первых людей наделила жизнью божественная сила голоса.

Вникнув в суть изложенных в данной главе принципов, вы поймете, каким образом можно использовать голос в качестве орудия исцеления и преображения. Каждому из нас предоставлен шанс проникнуть в тайну звука, впитать его волшебную силу и заново открыть в самих себе врож­денное умение творить чудеса при помощи одного лишь голоса. Источник этого умения невозможно постигнуть, не обратившись к загадочному, полному тайн и чудес миру гармоник.

Случайные новости



Первомай по-кельтски 26.04.2009 Первомай по-кельтски

1 мая екатеринбургские любители этники будут отмечать кельтский праздник Бьялтана (Белтейн). Название праздника переводится как "сияющий огонь" и символизирует начало лета.


Читать полную новость
05/03/2010.  FM клуб. Namgar (World music) нач. в 20 час. 19.02.2010 05/03/2010. FM клуб. Namgar (World music) нач. в 20 час.

В самом сердце морозной Сибири, под бездонным голубым небом рождены песни, которые поёт певица Намгар. Это древние легенды отважного племени бурятов, великих воинов и бесстрашных охотников. Ей подвластны тайны бескрайних степей , лесов и духов гор. Намгар поёт старинные песни кочевников, степные протяжные песни long song, задорные плясовые композиции и улигерные песни (песни-легенды, песни-сказания), прославляющие восточных красавиц, могучих богатырей, быстроногих коней и звон стрел, выпущенных из боевого лука. В этом ей помогают заветы её предков. Певица Намгар обладает уникальным голосом, сочетая в своём творчестве традиционные и современные вокальные техники. Песни Намгар - это история многовековой музыкальной культуры Сибири, это песни гор и Великой степи. И


Читать полную новость
28.12.1999

28-го октября в ЦДХ. нач. в 19 часов Фестиваль этнической World музыки"Кочевники". В программе:участник фестиваля Riddu-Riddu(Норвегия),Alianiat fest(Канада), "Роза Мира","Океан сострадания"- группа "НАМГАР"(Бурятия), тувинское горловое пение, Улзы(Монголия). Подробнее

Перейти » Все новости