Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
АВТОРИЗАЦИЯ

Колектив
Пользователь

ЗНАКОМСТВА

Всего анкет: 2974
Новые этнолюди: Имя: евгений
Кт0 такой: Добавь свою анкету Все анкеты

Инфо-портал о неошаманизме
Санкт-Петербургский буддийский храм «Дацан Гунзэчойнэй»

АФИША

01.07.2016 Мастер класс. Игра на ханге
Подробнее

23.02.2015 Ищу друзей, хочу собрать желающих для классной тусы
Подробнее

14.11.2014 Мастер-класс по калимбе от Петра Рагу. Каждый из нас в душе музыкант и каждый слышит свою собственную мелодию. Правда не всем легко это реализовать на практике. Самый простой способ научиться это делать освоить игру на калимбе, ведь для этого практически ничего не требуется.
Подробнее

20.02.2013 Концерт-презентация нового альбома группы Турбодзен. Турбодзен – один из самых известных коллективов варганистов не только на территории нашей страны, но и в мире.
Подробнее

20.02.2013 20 февраля 2013 года. В этот день состоится презентация долгожданного альбома группы – «Богатырский Пляс». На его создание ушло целых четыре года.
Подробнее

11.02.2013 [url=http://music-sis.ru/]музыкальный календарь[/url]
Подробнее

02.02.2013 Лекарства тайские для похудение без диет предлагаем похудеть эти препараты по настоящему помогают избавится от лишнего жировых отложений. Ассортимент и цены в нашем интернет магазине. http://morganvisa.umi.ru/
Подробнее

Все события

Бушмены, музыка, сказки, религия, женщины бушменов. Образ жизни и быт африканских бушменов

Бушмены — собирательное название, применяемое к нескольким коренным южноафриканским народам охотников-собирателей, говорящих на койсанских языках и относимых к капоидной расе. Общая численность — около 100 тысяч человек. По новейшим данным считаются древнейшими представителями человечества


Английское «бушмен» (англ. Bushman) означает «человек (из) кустов» и иногда считается оскорбительным (название им дали еще до англичан колонисты из Голландии, от нидерл. bosjesman букв. - лесной человек); однако сами бушмены не имеют общего для всех племён самоназвания, а широко распространённое в ЮАР альтернативное название «сан» (San) является готтентотским (на языке нама) и носит в этом языке пейоративный оттенок («аутсайдер», «чужой»).

Антропологически отличаются от негроидов, поскольку имеют более светлую кожу, тонкие губы; относятся к так называемой капоидной расе. Характерной чертой языков является наличие щёлкающих звуков. Особенность национальной кухни заключается в употреблении в еду «бушменского риса» — личинок муравьёв.


Бушмены – это крохотный народ, живущий на границе пустыни Калахари в государствах Намибия и Ботсвана. Бушмены – самый древний народ Южной Африки, он живёт здесь уже более 30 тысяч лет.
Бушмены - небольшого роста с кожей странного медно-жёлтого цвета, он напоминает цвет кожи монголов. У них курчавые волосы на голове, а на теле волосы совсем не растут.
Они говорят на странном цокающем языке. Два вида щелчков – это полноправные звуки их речи.
Бушмены – это, вообще говоря, много разных народов, которые говорят на различных языках. Бушменами (bushmen, «живущие в кустах») назвали их белые колонизаторы. Единого самоназвания у них нет, есть только названия отдельных племён. В последние годы вместо слова «бушмены» стало употребляться более политкорректное «народ сан» или в развёрнутом виде – «народ сан охотничьей резервации Калахари».
Сегодня их осталось совсем мало, несколько тысяч человек.
Охотой и собиранием им не выжить, да им и не дают жить по старому. А они не способны изменить своего стиля жизни.
Кажется, что они обречены.

История бушменов трагична.

Десятки тысяч лет они были единственными обитателями Южной Африки. У них не было государства, царей, бюрократического аппарата власти и религии, вообще какой-то социальной иерархии, а была племенная, то есть семейная демократия. Похоже это самая старая демократия в истории человечества. Они до сих принимают решения на общих собраниях, на которых у каждого – один голос.
Полторы тысячи лет назад с севера пришли чернокожие скотоводы, народ банту, те, кого мы сегодня называем африканцами, неграми.
Коренное население было постепенно вытеснено со своих мест охоты и оказалось в пустыне Калахари, на которую пришельцы по-видимому не претендовали. Кстати, аналогичная история произошла и с центральноафриканскими пигмеями, которые оказались в тропических джунглях именно потому, что для захватчиков это было крайне непривлекательное место.

Хотя противостояние с африканцами у бушменов было довольно острым, но по сравнению с тем, что началось, когда с юга появились европейцы, оно кажется настоящей гармонией и дружбой народов.
Европейцы стремительно изгоняли бушменов с их земель, отстреливали дичь, спровоцировав голод. Бушменские племена начали воевать друг с другом и с европейцами.
В 19 веке они эти войны проиграли, проще говоря, их истребили.
В результате из многомиллионного народа осталось 50 тысяч человек.

Что происходит в последние годы в Охотничьей резервации Калахари – это заключительный акт катастрофы. В этой резервации нашли алмазы. А на экспорте алмазов существует государство Ботсвана. А добывает алмазы фирма Ди Бирс.
Выживают бушменов из резервации уже 17 лет, пять лет назад власти перешли к грубым насильственным действиям, бушменов заставляют собственноручно разрушать их жалкие хижины, отнимают их детей, перестали привозить им воду и запретили охоту. Широко применяются не только запугивания и травля, но и избиения и пытки.
Речь на самом деле идёт о геноциде, то есть истреблении народа, потому что всем очевидно, что в лагерях, куда бушменов переселяют и якобы обучают «новому образу жизни», они не выживут - и не выживают. У них абсолютно ничего нет, никаких запасов или накоплений, никаких профессий, нет работы и нет, разумеется, денег. Расистски настроенные власти считают их людьми второго сорта и обузой. В лагерях – невыносимые условия жизни, бушмены спиваются и умирают от жажды и голода. Они деморализованы и, кажется, уже и сами себя не считают людьми. Того, что называется национальное самосознание и национальная гордость, у них не осталось.

Буквально в прошлом-позапрошлом году сотня человек проникла обратно в пустыню Калахари, где они пытаются жить по старому. Судя по тому, что официальной причиной выселения бушменов объявлено сохранение животного мира региона, а бушмены являются злостными и абсолютно беззащитными браконьерами, с ними там не особенно церемонятся.
Да-да, бриллианты – лучшие друзья девушки, косточки древнего народа, очевидно, тоже. Без алмазов и редкоземельных металлов Европе и Северной Америке не жить. Да-да, открытый глобальный мир, единое экономическое пространство.

Бушменов называют кочевниками, но на самом деле они – не кочевники. Они охотники и собиратели. Кочевники перемещаются на большие расстояния, перегоняя с собой скот, у бушменов не было никакого скота, они перемещались на небольшие расстояния внутри одной ограниченной территории.
Бушмены удивительно приспособились к жизни в пустыне. Надо сказать, что пустыня Калахари не похожа на, скажем, Сахару. В Калахари растёт мелкий кустарник, бегает много живности. Источников воды нет, но под землёй вода есть, бушмены её пьют, втыкая в землю длинные трубочки.
Бушмены различают более трёхсот видов растений, убить антилопу – это всё-таки редкое счастье, потому они питаются орехами, корнями и тем, что растёт на деревьях. Из растений они приготовляют лекарства, яды и специальные составы. Например, бушменам известна смесь трав, которую следует кидать в костёр, чтобы у львов не появилось желание подойти близко.
Охота на антилоп выглядит так: бушмен подкрадывается к пасущимся животным и пускает отравленную стрелу. У бушменов крайне бережное отношение к животным, им буквально «лишнего не надо».
В их мире существуют удивительные вещи: например, кактус Худия, которому для его созревания в условиях высоких температур нужны годы. Бушмены уже тысячи лет едят эти кактусы, кактус снимает чувство голода во время долгих охотничьих странствий. Британские химики нашли в этом кактусе до тех пор неизвестную молекулу, которая хитрым образом перекодирует какой-то участок мозга. Британские фармакологические концерны провели испытания и были поражены результатом: это сенсационное средство для похудания – и к тому же совершенно безвредное! И теперь начинается... нет, не хочу думать, что начинается.

Бушмены – загадочный, даже мистический народ.
Само имя «бушмен» должно показывать, что его носитель не прост и общается с духами и стихиями. Недаром грампластинка авангардистского джазового коллектива Art Ensemble Of Chicago называлась «Urban Bushmen» («Городские бушмены»).
У бушменов много сказок, мифов и легенд. Я очень люблю вот эту, которая называется «Что делает ветер после смерти».
Когда человек умирает, дует ветер, потому что человек живёт ветром, человек и есть ветер. Когда мы умираем, возникают облака. И что же делает ветер, когда мы умираем?
Ветер поднимает пыль и заносит наши следы, отпечатки наших ног. Ветер заносит следы, потому что следы оставляет живой, а у мёртвого следов нет.
Потому когда мы умираем, наш ветер сдувает наши собственные следы.
Но всё-таки наиболее известные чудеса бушменов – это их танцы и их наскальная живопись.

Танцы эти мистические. Говоря европейским языком, эти танцы вызывают состояние транса. Но бушменские врачи – они же шаманы – умеют сохранять ясное сознание в состоянии глубокого транса.
Этот транс (и его вызывающий танец) лечебен, он излечивает и телесные недуги, и душевные, но его смысл – отодвигание смерти на безопасное расстояние. Шаман в состоянии транса видит дух смерти, который прикоснулся к больному или всей семье, и вступает с ним разговор или даже битву.
Резкие вскрики, похожие на вспышки – это знак того, шаман находится в трансе.
Без музыки здесь – никуда. Именно музыка даёт хранящейся в теле шамана сверхъестественной энергии «проснуться», «нагреться» и, наконец, «вскипеть». Бушмены так и говорят, что «врач кипит».
После окончания процедуры шаман остывает и рассказывает окружающим, с кем он поговорил, о чём и с каким результатом для больного. Лечебные танцы устраиваются часто – раз в неделю.

Европейцы обнаружили наскальную живопись бушменов уже очень давно, собственно, её трудно не заметить, её сохранилось очень много – на камнях и в пещерах. И древность народа – в 30 тысяч лет – была установлена путём датировки наскальных рисунков.
Европейская антропологическая наука полагала, что наскальная живопись нужна в ритуальных целях: охотники, рисуя зверей, овладевают их силой, чтобы потом их поудачнее поймать.
А то, что нарисованы также люди (которых ловить вроде бы незачем) и разные странные персонажи, то ли люди, то ли звери, какие-то полосы, линии и много чего «абстрактного» – так это просто религия такая экзотическая.
Почему-то мысль о том, что бушменов можно просто спросить, что они рисуют, никому не приходила в голову.
Но спросили. И оказалось, что рисуют бушмены – а точнее их шаманы – то, что видят в состоянии транса. Это мистические озарения, картины потустороннего мира, рисунки с натуры, так сказать.


NAMIBIE : CHANTS DES BUSHMEN JU'HOANSI (OCORA, 1997)
На компакт диске есть и транс-церемония бушменов из племени джухоанси.
Да, это кажется очень мудрым – лечить надо не от болезни, а от смерти.

Музыка занимает в жизни бушменов огромное место. Каждый день они музицируют и поют по разным поводам. Для каждого вида деятельности есть свой музыкальный репертуар. Больше всего развита вокальная музыка. Поют бушмены соло и хором.

Музыка развивается циклами, каждое следующее повторение не только привносит новые вариации, но может и изменить длину периода цикла. В результате, песня расширяется и расходится или, наоборот, сжимается. Для всей остальной африканской музыки это не типично. В хоре каждый импровизирует свою собственную мелодическую линию, при каждом повторении, естественно, её украшая и слегка изменяя. Это приводит к сложному и изысканному многоголосию.

Исполнение крайне свободно, каждый участник хора может самостоятельно взять на себя роль ведущего, несколько мгновений вести песню, а потом утонуть в общей массе голосов, тогда может выступить на первый план кто-то иной.
Переплетающиеся голоса дополняют друг друга, и часто так случается, что один певец наклоняется к другому, чтобы точнее слышать, что именно тот поёт, и ему ответить. Шаг за шагом происходит настройка хора, распределяются в нём роли, выясняется, кто поёт против кого и с кем.

Песни сопровождаются хлопками в ладоши или ударами металлических палочек. Эта пульсация задаёт ритмический фундамент, чтобы хор не растёкся, и дополнительный слой ритмических фигур. То есть полифония сопровождается полиритмией.

Впрочем, полифония у бушменов не настоящая.
И в этом отличие песен бушменов от песен пигмеев, с которыми их часто сравнивают.
Песни пигмеев разрастаются как запутанные лианы в джунглях: со стороны понять, что за что цепляется и почему именно так, а не иначе, – просто невозможно.
Песня бушменов строится на повторении и вариации одного конструктивного элемента. В песнях бушменов три ясно слышных слоя (или регистра) – высокий, средний и низкий. Песни бушменов не то, чтобы устроены проще, но в них понятнее, о чём идёт речь. В них сохраняется вполне внятная музыкальная основа, которая так или иначе обыгрывается. Эти песни больше похоже на равнину, на которой растёт всякая всячина.
Ой, что-то я, похоже, вывел формы музыкального языка пигмеев и бушменов из свойств их окружающего пейзажа. Так делать нельзя. И, вообще, противопоставление полифония/контрапункт/монодия ничего не объясняет и уж тем более ничего не гарантирует.
Лучше сказать, что музыка бушменов, цитируя замечательного русского поэта Мирослава Немирова, «такая короче просто настоящая».


Теги: Бушмены, музыка, сказки, религия, женщины бушменов. Образ жизни и быт африканских бушменов. Племя и народ бушменов

Случайные статьи


Стили горлового пения 

Европейский Хоомей
http://oberton.org/Jerusalem_Dream_Satz2_Teil_2_39_96kbps.mp3 Это совершенно новое направление горлового пения, возникло из за чрезвычайной популярности г.п. в европе ( и Америке). На мой взгляд совершено уникальное звучание с использованием
Читать полностью

Стили горлового пения 

Европейский Хоомей
Это совершенно новое направление горлового пения, возникло из за чрезвычайной популярности г.п. в европе ( и Америке). На мой взгляд совершено уникальное звучание с использованием реального двухголосья! Один голос поет "аккомпонимент" в
Читать полностью

Коня на скаку остановит и песню вам горлом споет. Умнкгоколо Умганг. Южноафриканское женское горловое пение. 

Коня на скаку остановит и песню вам горлом споет.

Умнкгоколо Умганг горловое пение женщин племени Ксхоса ( Южная Африка)

Название племен Ксхоса происходит из за щелкающих звуков в языке. Во время разговора они щелкают языком - центр языка поднимается к небу
Читать полностью