Карта сайта Добавить в избранное Сделать стартовой
АВТОРИЗАЦИЯ

Колектив
Пользователь

ЗНАКОМСТВА

Всего анкет: 2974
Новые этнолюди: Имя: евгений
Кт0 такой: Добавь свою анкету Все анкеты

Инфо-портал о неошаманизме
Санкт-Петербургский буддийский храм «Дацан Гунзэчойнэй»

АФИША

01.07.2016 Мастер класс. Игра на ханге
Подробнее

23.02.2015 Ищу друзей, хочу собрать желающих для классной тусы
Подробнее

14.11.2014 Мастер-класс по калимбе от Петра Рагу. Каждый из нас в душе музыкант и каждый слышит свою собственную мелодию. Правда не всем легко это реализовать на практике. Самый простой способ научиться это делать освоить игру на калимбе, ведь для этого практически ничего не требуется.
Подробнее

20.02.2013 Концерт-презентация нового альбома группы Турбодзен. Турбодзен – один из самых известных коллективов варганистов не только на территории нашей страны, но и в мире.
Подробнее

20.02.2013 20 февраля 2013 года. В этот день состоится презентация долгожданного альбома группы – «Богатырский Пляс». На его создание ушло целых четыре года.
Подробнее

11.02.2013 [url=http://music-sis.ru/]музыкальный календарь[/url]
Подробнее

02.02.2013 Лекарства тайские для похудение без диет предлагаем похудеть эти препараты по настоящему помогают избавится от лишнего жировых отложений. Ассортимент и цены в нашем интернет магазине. http://morganvisa.umi.ru/
Подробнее

Все события

Традиционный башкирский кубыз

Традиционный башкирский кубыз

Кубыз, разновидность варгана. Кубыз является язычково-щипковым инструментом. В нем соединены отдельные признаки языковых, щипковых и духовых инструментов. Ранее кубыз относили к самозвучащим щипковым инструментам (по классификации Э. Хорнбостеля и К. Закса), однако исследование акустических и конструктивных свойств кубыза, а также способов звукоизвлечения показывает, что этот инструмент выходит за рамки подобной классификации. Без усилий исполнителя кубыз не звучит.
Вся гамма его тонов извлекается не только вибрацией язычка, но и энергией дыхательно-артикуляционного аппарата исполнителя.

Строение Кубыза

    кубыз
    1. Кольцо корпуса
    2. Корпус
    3. Внешние щечки корпуса
    4. Внутренние щечки корпуса
    5. Язычек
    6. Колено язычка
    7. Кончик язычка
    8. Заклепка

Традиционный башкирский металлический кубыз состоит из фигурного (чаще всего дугообразного) основания, отходящих от него двух слегка ссужающихся концов - <дек> и упругого стального язычка. Основанием своим язычок прикреплен к внутренней стороне дуги, вся пластина его располагается между <деками>, а тонкий конец изгибается под прямым углом, образуя узкое колено, завершающееся свернутым кончиком. Маленькое отверстие в нем нередко заливается оловом или свинцом, количество которого определяет частоту колебаний язычка и тем самым высоту основного тона.

Звучащим телом кубыза является язычок, а возбудителем звука - палец исполнителя, приводящий его в движение. Роль резонатора выполняет артикуляционный аппарат в совокупности всех его составляющих: полость рта, губы, зубы, язык, дыхательные пути, гортанная и надгортанная области, диафрагма, черепная коробка. Иногда в качестве дополнительного резонатора кубызист использует округло согнутую кисть левой руки, в которой располагается основание инструмента. Усилителями звука являются воздушная струя, направляемая дыханием играющего, и соответственно выбранная позиция артикуляционного аппарата. Кроме того, громкость звука зависит от силы удара исполнителя по язычку кубыза.

Колебания язычка производят один основной тон - бурдон. Высота его определяется размером инструмента (чем он меньше, тем тон выше), толщиной язычка и его кончика. Формируется бурдон преимущественно в малой октаве (реже в большой и первой). При открытой гортани он дублируется звуком, расположенным октавой ниже, возникающим в гортани исполнителя при расслабленных мышцах челюсти и наполненной воздухом полости рта.

Кроме основного тона в высотный спектр кубыза входят обертоны - верхние призвуки (или так называемые частичные тоны) главного тона. Они образуются от колебаний разных частей пластины-язычка - его половин, третей, четвертей и т. д. Совокупность обертонов составляет натуральный звукоряд кубыза, который можно представить в виде следующего звукового ряда:

до до соль до1 ми1 соль1 си-бемоль1 до2 ре2
1 2 3 4 5 6 7 8 9

ми2 фа-диез2 соль2 ля2 си-бемоль2 си-бекар2 до3 и т. д.
10 11 12 13 14 15 6

Номер каждого обертона означает, какой частью язычка-пластины он издается. Например, 1 - колебание пластины целиком, 2 - его половинами, 3 - третями и т. д. Колебания пластины производят основную частоту, которая невнимательному уху может показаться единственной, но при сосредоточенном вслушивании в звучание опорного тона кубыза слух человека улавливает и его призвуки. Особенно хорошо прослушиваются 4-й и 6-й обертоны, составляющие с основным тоном интервалы октавы и квинты. Посредством особой техники игры усиливается громкость еще нескольких гармоник, входящих в нижний ряд обертоновой шкалы. Это 5-й, 6-й, 7-й, 8-й и 9-й частичные тоны: ми, соль си-бемоль первой октавы и ао, ре - второй. Чем ниже настройка кубыза, тем шире диапазон звучания обертонов. Уровень громкости гармоник полностью зависит от игровой техники исполнителя, его способности изменять объем полости рта и интенсивность воздушного потока в дыхании.

Настройка кубыза бывает разной. Для начинающих наиболее удобны инструменты строев: фа-диез, соль, соль-диез, ля, си, си-бемоль малой октавы. На них легко выводить мелодии. Опытные исполнители-импровизаторы используют инструменты с более низкой настройкой. Они имеют широкий диапазон обертоновых призвуков: до, до-диез, ре, ре-диез, ми, фа, фа-диез.

Случайные статьи


Гармоники в оккультных дисциплинах 

ГАРМОНИКИ В ОККУЛЬТНЫХ ДИСЦИПЛИНАХ

ОККУЛЬТИЗМ

Слово«оккультный» буквально означает «непостижи­мый, загадочный, тайный». Обычно этот термин употреб­ляют применительно к различным системам магической практики — системам, многие из которых представляют собой
Читать полностью

Предисловие 

ПРЕДИСЛОВИЕ

НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ

Дорогие читатели! Мы с радостью представляем вам но­вое издание книги «Целительные звуки». Впервые увидев свет в 1992 году благодаря издательству «Элемент», книга стала важнейшей вехой в развитии науки о целительных свойствах музыки.
Читать полностью

Введение. Мое знакомство с гармониками 

МОЕ ЗНАКОМСТВО С ГАРМОНИКАМИ

6 ноября 1981 г. я принимал участие в конференции «Целительство в современном мире», проходившей в Вашингтоне под эгидой Суфийского ордена целителей. Перед многотысячной аудиторией, наполнившей лек­ционный зал, выступали знаменитые
Читать полностью